Пункт коррекционно-педагогической помощи

Для исправления нарушений устной и письменной речи в нашей школе работает: ПУНКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ, кабинет №40.
Занятия проводит учитель-дефектолог Кириенко Лариса Сергеевна.

На основании Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи от 25.07.2011г. №131, зачисление обучающихся в пункт коррекционно-педагогической помощи осуществляется на основании следующих документов:
1. заявления законного представителя обучающегося;
2.заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации  (г. Ивацевичи, ул. Матросова, 34.  тел.: (8-01645) 2-44-41)

Общие сведения о педагоге  
Кириенко Лариса Сергеевна
Должность –  учитель-дефектолог
пункта коррекционно-педагогической помощи   ГУО «Средняя школа №3  г. Ивацевичи»
Образование – высшее
Закончила:
-2000 г  – Пинское педагогическое училище  им .А.С. Пушкина, специальность – учитель начальных классов, логопедия. Квалификация – учитель начальных классов, логопед 
2009 г – Белорусский государственный педагогический университет им. М Танка 
специальность – дефектолог (олигофренопедагог, логопед). Квалификация – олигофренопедагог, логопед
Педагогический стаж работы – 13 лет
Стаж работы по специальности – 13 лет
Стаж работы в данном учреждении – 13 лет
Квалификационная категория: учитель-дефектолог,  категория - первая



Рекомендации для родителей младших школьников.далее
Памятка «Роль учителя-дефектолога школьного пункта коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) в общеобразовательном процессе» далее
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза далее
«Организация специального образования» (буклет)
Адаптивная образовательная и коррекцинно-развивающая среда в ПКПП (Презентация)

 

 
Коррекционно-педагогическая деятельность учителя-дефектолога пункта коррекционно - педагогической помощи:

Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью - необходимое условие формирования успешной личности.  Приходя в первый класс, ребёнок должен говорить чисто, в соответствии с нормами родного языка.
В настоящее время приходится констатировать, что увеличилось количество детей с речевыми нарушениями в начальной школе. Нарушения речи, встречающиеся у учащихся, являются серьезным препятствием для успешного усвоения программного материала по чтению и русскому языку.
Если не устранить их своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешают развитию природных способностей и интеллекта.  Нарушения письменной речи имеют место при значительном своеобразии, как в речевом развитии детей, так и в формировании ряда функций неречевого характера (пространственных и временных ориентировок, двигательных функций руки, слухо-моторных координаций). Названные  функции  либо задержаны в  своём развитии, либо имеют искаженное развитие.
В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная взаимосвязь. Поэтому для устранения нарушений необходима единая система коррекционного воздействия.
Главными задачами учителя-дефектолога являются:
· своевременное выявление и преодоление расстройств устной и письменной речи;
· восполнение пробелов в учебной деятельности, не допуская перехода этих проблем на последующие этапы обучения.
Основными направлениями работы учителя-дефектолога являются:  развитие фонематических процессов, артикуляционной моторики,
речевого дыхания, просодики речи, формирование звукового анализа и синтеза; – постановка и автоматизация дефектных звуков;
коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи;
формирование связной речи, навыков построения связного высказывания;
совершенствование движений и сенсомоторного развития;
развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
коррекция отдельных сторон психической деятельности (развитие зрительного восприятия и узнавания, развитие зрительной памяти и внимания, формирование обобщенных представлений о свойствах предметов, развитие пространственных представлений и ориентации, развитие представлений о времени, развитие слухового внимания и памяти, развитие различных видов мышления.
 
В своей работе использую следующие программы:
 «Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи» Г.А. Каше;
 «Программа работы с детьми с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина 
Использую следующие методики:
«Преодоление нарушения письма» Е.В. Мазанова;
«Коррекция устной и письменной речи» Л. Ефименкова;
 «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» И.Н. Садовникова.
В рамках здоровьесберегающих технологий в процессе коррекционной работы использую:
· артикуляционную гимнастику
· пальчиковую гимнастику
· физкультминутки
Первые две недели начала учебного года отводятся для обследования устной и письменной речи учащихся, комплектования групп, планирования коррекционно-развивающей работы. Расписание коррекционных занятий составляется таким образом, чтобы каждая группа учеников занималась 2-4 раза в неделю в одно и то же время. Занятия проходят после уроков во вторую половину дня. В пункте для оказания коррекционно-педагогической помощи обучающиеся младших классов объединялись в группы, наполняемость которых составляет 5–6 человек и подгруппы (3-4ученика).
Коррекционно-педагогическая помощь обучающимся в пункте оказывается   с учетом возраста обучающегося, структуры имеющегося у него физического и (или) психического нарушения и в соответствии с расписанием занятия.
Занятия в пункте проводятся с 16 сентября по 25 мая.
Продолжительность занятий в пункте для обучающихся определяется в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами.
Содержание занятий определяется календарно-тематическим планированием, в котором отражаются   цели, задачи, приемы и средства коррекционно-педагогической помощи.
На протяжении 2013-2014 учебного года в ПКПП СШ №3 оказывается логопедическая помощь 25 (100%) ученикам с различными речевыми расстройствами.
Было сформировано 4 подгруппы детей с дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии. Это дети 2 классов. Их количество составляло на начало учебного года – 16 (64%) учеников.
Коррекционная работа по профилактике и устранению нарушений чтения и письма у учащихся 2 классов осуществляется  по следующим разделам.
Коррекция на фонетическом уровне:
А) предупреждение и исправление акустических дисграфий:
·строение и функции речевого аппарата (повторение);
·звуки речи и буквы (повторение);
 
Б) фонематический анализ слов:
·простые формы звукового анализа;
·сложные формы звукового анализа;
·твёрдые и мягкие согласные;
·обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных 2-го ряда;
·второй способ обозначения мягкости согласных на письме (посредством буквы Ь).
В) формирование фонематического восприятия; дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство;
·гласные Ё, Ю, О, У;
·звонкие и глухие парные согласные В-Ф, П-Б, Д-Т, З-С, Г-К, Ж-Ш;
·Оглушение звонких согласных: С-Ш, З-Ж, С*-Щ, Р-Л, Р*-Л*, Г-К-Х, С-Ц, Ч-Т*, Ч-Щ*, Ц-Ч.
Пропедевтика семантической дислексии и дисграфии. Коррекционная работа на лексическом уровне. Выявление активного запаса учащихся. Уточнение и расширение словарного запаса учащихся:
- слова-«сорняки»,
- слова-«приятели» (синонимы),
- слова-«неприятели» (антонимы),
- слова-«близнецы» (омонимы),
- сколько значений у слов? (многозначные слова). Слоговой анализ и синтез слов. Типы слогов. Ударение в слове.
* Схемы слого-ритмической структуры слов.
* Безударные гласные.
* Состав слова (морфемный анализ и синтез слов).
* Корень слова.
* Сложные слова.
* Приставки.
* Суффикс.
 
Коррекция звукопроизношения.
 
В пятую группу детей  входят дети с общим недоразвитием речи (ОНР 3 уровня). В этой группе занимаются дети первых классов. На начало учебного года было зачислено 5 (20%) учеников.
 
Коррекционная работа с учащимися 1-ых классов ведёться по следующим направлениям:
· Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря.
· Развитие фонетико-фонематических процессов.
· Формирование навыков правильного аудирования.
· Пропедевтика и коррекция дислексии.
· Развитие звукового анализа: умение вычленять в словах определённые звуки, линейный ряд фонем, деление на слоги, ударения, нахождение первого и последнего звука в слове (по картинке). Запоминание и повторение рядов звуков и слогов, выделение в словах гласных звуков, рядоговорение.
Упражнения в дифференциации оппозиционных групп звуков на слух и в произношении.
Знакомство со всеми гласными звуками попарно и правилами их написания. Обозначение мягкого согласного последующим гласным. Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда.
Формирование действия изменения слов. Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов.
Помощь в обучении детей работе со смешанными моделями слов:
- слоговой анализ – синтез слова в 2, 3, 4, (5) слогов;
- чтение предложений и небольших рассказов по слогам;
- дописывание слов по картинкам;
 
В шестую подгруппу детей  входят  дети с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР ). Это переходное состояние между тотальным и парциальным недоразвитием устной речи, поэтому, после полной или частичной коррекции фонетического нарушения, остаются проблемы по всем остальным параметрам, но в более легкой степени, чем при ОНР-3 уровня.
В этой группе занимаются дети первых классов. На начало учебного года было зачислено 2 (8%) учеников.
Дети с нарушением звукопроизношения.
 
В течении учебного года ведётся индивидуальная работа с детьми имеющими нарушение звукопроизношения – дислалия. Всего зачислено 2 ученика.