Школа стажёра

 План работы Школы стажера

ГУО «Средняя школа №3 г.Ивацевичи» в 2022/2023 учебном году

Цель: оказание практической помощи молодому специалисту в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства.

 Задачи:

  • выявить ведущие потребности молодого специалиста в учебном процессе и выбрать соответствующую форму организации методической работы;
  • обеспечить целостную подготовку молодого учителя по вопросам педагогики, психологии, преподаваемому предмету;
  • вооружить учителя системой передовых и наиболее эффективных приёмов и методов, выбора оптимальных средств обучения на основе внедрения в практику достижений педагогической науки, передового опыта;
  • формировать у начинающего учителя потребность в непрерывном самообразовании;
  • создать условия для адаптация молодого педагога в педагогическом коллективе, освоения им корпоративной культуры, принятие традиций коллектива;
  • способствовать формированию творческой индивидуальности молодого педагога.

Используемые формы и методы:

  • анализ посещенных уроков, с последующим самоанализом;
  • анкетирование, микроисследование;
  • анализ подготовки учащихся к проведению контрольных работ;
  • теоретические выступления;
  • встречи с психологом, опытными учителями;
  • открытые уроки;
  • семинары;
  • собеседование.

Содержание работы

№ п/п

Мероприятие

Ответственный

Сроки

1.

Собеседование с молодым специалистом, выбор наставника

Заместитель директора по учебной работе, руководители методических объединений

С 15 по 31 августа

2.

Беседа: знакомство молодого учителя с традициями школы, с классами, в которых учитель будет преподавать

Заместители директора по УР, ВР

До 01.09.

3.

Диагностика молодого педагога

Педагог-психолог

Август - сентябрь

4.

Индивидуальное психологическое консультирование

Педагог-психолог

В течение года

5.

Изучение нормативно-методической документации по предметам, знакомство с электронными пакетами документов для учителей-предметников;

 правил безопасности организации образовательного, воспитательного процессов в УОСО

Учитель-стажер, наставник

Август - сентябрь

6.

Консультирование по вопросам ведения школьной документации

Заместитель директора по учебной работе

Август -сентябрь

7.

Создание приказа об организации стажерской практики молодых специалистов

Директор школы

01.09.

8.

Планирование работы наставника и учителя-стажера

Заместитель директора по УР, наставник, учитель-стажер

Сентябрь

9.

Оказание методической помощи по организации самообразовательной деятельности

Руководитель методического объединения, наставник, заместитель директора по УР, ВР

Сентябрь

10.

Организация посещения уроков молодого специалиста учителем-наставником с целью оказания методической помощи

Руководитель методического объединения, учитель-наставник

В течение года

11.

Посещение уроков молодого специалиста руководством

Руководство

В течение года

12.

Посещение молодым учителем уроков творчески работающих учителей

Руководители МО

В течение года

13.

Участие в работе педагогических советов

Учитель-стажер

В течение года

14.

Посещение районных семинаров для молодых специалистов

Учитель-стажер

В течение года

15.

Изучение памяток «Анализ и самоанализ урока»

Заместитель директора по УР, учитель-наставник

Октябрь

16.

Методические рекомендации «Проведение занятий с учащимися СМГ»

Заместитель директора по УР, учитель-наставник

Ноябрь

17.

Методические рекомендации «Организация внеклассной работы»

Заместитель директора по ВР, учитель-наставник

Декабрь

18.

Изучение рекомендаций по работе с учащимися, имеющими низкую мотивацию в обучении

Заместитель директора по УР, учитель-наставник

Январь

19.

Участие в проведении декады педагогического мастерства «От педагогического мастерства – к качеству образования»

Заместитель директора по УР, учитель-наставник, учитель-стажер

Январь - февраль

20.

Методическое занятие «Организация современного урока. Самоанализ»

Заместитель директора по УР, учитель-наставник, учитель-стажер

Март

21.

Анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности учителя в коллективе

Педагог-психолог

Апрель

22.

Отчет учителя-наставника о работе с учителем-стажером за год

Учитель-наставник

Май

23.

Отчет учителя-стажера о стажерской практике

Учитель-стажер

Май

 

 

СОГЛАСОВАНО

на заседании методического совета школы

протокол № 1 от 01.09.2022г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 1

АВГУСТ

Теоретическая часть:

  1. Час общения «Расскажи о себе».
  2. Закрепление наставников.
  3. Знакомство учителей-стажёров с традициями школы.
  4. Изучение содержания учебных программ и объяснительных записок к ним, нормативных документов образовательного процесса.
  5. Изучение требований по оформлению классного журнала.
  6. Работа с календарно-тематическим планированием.
  7. Советы опытных педагогов: «Как быстрее адаптироваться в школе», «Постарайтесь не допускать следующих ошибок…»
  8. Диагностический опрос.

Занятие 2

СЕНТЯБРЬ

Теоретическая часть:

  1. Сущность и значение перспективного планирования образовательного процесса по предмету.
  2. Подготовка учителя к уроку.

Практическая часть:

  1. Поведение уроков учителями-наставниками.
  2. Самоанализ и анализ урока.
  3. Час психолога.

 

Занятие 3

ОКТЯБРЬ

Теоретическая часть:

  1. Требования к современному уроку.
  2. Система целей урока.
  3. Выбор методов обучения.

Практическая часть:

  1. Составление плана урока как проект совместной деятельности «учитель-наставник - учитель-стажёр».
  2. Посещение урока учителя-стажёра.
  3. Практикум по оказанию методической помощи.
  4. Час психолога.

 

Занятие 4

НОЯБРЬ

Теоретическая часть:

  1. Особенности традиционного и развивающего обучения.

Теоретическая часть:

  1. Посещение уроков наставника и их структурный анализ.
  2. Консультация «Структура и тип урока».
  3. Практическое занятие «Составление конспекта урока» (анализ урока в соответствии с технологией его разработки).
  4. Изучение опыта работы других педагогов.

 

 

 

Занятие 5

ДЕКАБРЬ

Теоретическая часть:

  1. Диагностический подход к планированию урока.

Практическая часть:

  1. Посещение уроков молодого специалиста.
  2. Консультация «Цели урока, содержание урока, формы, методы и средства реализации целей, работа учащихся на уроке, роль учителя на уроке».
  3. Обзор периодической педагогической печати.

 

Занятие 6

ЯНВАРЬ

Теоретическая часть:

  1. Способы активизации познавательной деятельности учащихся в ходе практической деятельности.

Практическая часть:

  1. Посещение уроков молодого специалиста.
  2. Консультация «Структура урока обобщения».
  3. Формы и виды работы с учащимися на уроке.
  4. Практическое занятие «Составление и защита конспекта урока обобщения».
  5. Диагностический опрос.

 

Занятие 7

МАРТ

Теоретическая часть:

  1. Использование учебно-методических комплексов в образовательном процессе через информационную технологию.

Практическая часть:

  1. Посещение уроков учителя-наставника, молодого специалиста.
  2. Анализ и самоанализ посещенных уроков.

 

Занятие 8

АПРЕЛЬ

Теоретическая часть:

  1. Организация внеклассной работы по предмету.

Практическая часть:

  1. Диагностическое исследование.
  2. Посещение уроков учителя-наставника, молодого специалиста.
  3. Час психолога.
  4. Подготовка отчёта о прохождении стажёрской практики.

 

Занятие 9

МАЙ

  1. Конференция по подведению итогов работы с учителем-стажёром.

 

 

СОГЛАСОВАНО

на заседании методического совета школы

протокол № 1от 01.09.2022

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ

  1. Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
  2. Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.
  3. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: "Кто не выполнил до­машнее задание?" - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.
  4. Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием про­блемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
  5. Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, кото­рые могут заниматься на уроке посторонними делами.
  6. Мотивируя оценку знаний, придайте своим словам деловой, заинтересо­ванный характер. Укажите ученику, над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
  7. Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
  8. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
  9. Удерживайтесь от излишних замечаний.
  10. При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой к классу.

 

 

 

 

Памятка молодому специалисту

Во избежание ошибок начинающие учителя должны обращать внимание на:

  1. Постановку голоса. Необходимо сразу же уточнить хорошо ли учителя слышно.
  2. Темп урока. Манера общения должна быть непринужденная, избегать употребления слов-паразитов, целых повторяющихся фраз.
  3. Внешний вид учителя должен быть всегда опрятным, подтянутым, аккуратным.
  4. Знание индивидуальных особенностей учащихся. Заучить имена учащихся и поскорее.
  5. Профессиональную этику. Нельзя допускать фамильярности, избегать заигрывания ради дешевого авторитета.
  6. Дисциплину в классе.

 

Рекомендации по поддержанию дисциплины:

  • Придерживаться твердых правил и требований.
  • Придя в класс изложить свои требования.
  • Однажды обсудив эту тему с учениками, учитель обязан настаивать на выполнение установленных им норм и правил. Любое отступление от этого правила влечет за собой отрицательные последствия для педагогического процесса.
  • Принимая от ученика неряшливо выполненную работу, учитель поощряет дальнейшую нерадивость.
  • Сделать вид, что не замечаешь как двое учеников, не стесняясь, разговаривают на уроке, значит дать повод другим последовать их примеру.
  • Учитель также должен предупредить о мерах, которые будут приняты.
  • Нужно избегать неоправданной снисходительности и «жесткого» стиля.

 

 

Самоанализ урока

Класс________

Тема урока _____________________________________________

Тип урока и его структура _____________________________________

 

  1. Какое место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
  2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
  3. Каковы цели урока, дать оценку успешности в достижении цели урока, обосновать показатели реальности урока?
  4. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.
  5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
  6. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями урока.
  7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организованы регулирование и коррекция знаний?
  8. Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и учителя.
  9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
  10. Наметить перспективы своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

Рекомендации по работе с учащимися,

имеющими низкую мотивацию в обучении

У хорошего учителя не может быть учащихся с низкой мотивацией в обучении. Учитель в том случае, если ученик не проявляет интереса к его предмету, или по какой-либо причине не проявляет познавательной активности, или запустил материал, или не поспевает за темпом, или у него происходят какие-то важные таинственные отвлекающие обстоятельства – во всех этих и других не менее значимых случаях учитель просто перестает ставить этому ученику неудовлетворительные отметки и вместе с классом старается вывести  ученика на достойный и соответствующий его способностям и интересам уровень. Если ученик не находится в конфликте со школой и с учителем, то смысл индивидуализации образования видится в том, чтобы работать с такими учениками в рамках совместно разработанной и принятой учеником, учителем, родителями программы выведения ученика на обязательно необходимый уровень.

Каждый учитель должен ответить себе на следующие вопросы:

- Отметки «1», «2», «3» поставлены за неподготовленное домашнее задание или за отсутствие знаний по предмету? Или…? Или…? Или…?

- Если отметки «1», «2», «3» поставлены за отсутствие знаний по предмету, то при следующем опросе эта отметка, по-видимому, повториться?

- Однако, значит ли это, что в четверти у учеников, которые не знают предмет, будет поставлена отметка «1», «2», «3»?

- Не является ли неудовлетворительная отметка прежде всего дисциплинарным фактором, показывающим несостоятельность учителя?

 

 

 

 

Индивидуальный план

стажерской практики

учителя ГУО «__________________________________________________________»

ФИО _______________________________________

  1. Учебная работа

№пп

Содержание

Сроки исполнения

Форма отчета

1.                   

Составление календарно-тематического планирования

До _.09.

Календарные планы

2.                   

Разработка поурочных планов.

В теч. года

Конспекты уроков

3.                   

Планирование и проведение внеклассной работы по предмету:

- предметной недели;

- тематического вечера;

- предметного интеллектуального марафона и т.п.

До _.09.

Проведение внеклассных мероприятий

4.                   

Планирование и проведение работы с одаренными детьми: подготовка к участию в олимпиадах, проведение 1-го этапа предметной олимпиады, организация исследовательской деятельности по теме «…………» и т.п.

Сроки

Планы по подготовке учащихся к олимпиадам, план исследовательской деятельности, документы о проведении олимпиады и т.п. 

5.                   

Самоанализ педагогической деятельности

В теч. года

Собеседование с администрацией школы

6.                   

Анализ результатов учебной деятельности

Каждую четверть и в конце года

Формы отчетности, определенные администрацией школы

7.                   

Работа в учебном кабинете:

- изучение паспорта кабинета,

- составление плана работы учебного кабинета,

- оформление дидактических материалов (указать, каких именно);

- оформление стендов и т.п.

Сроки

Наличие оформленных дидактических и методических материалов

 

  1. Методическая работа

№пп

Содержание

Сроки исполнения

Форма отчета

1.                   

Изучение основных нормативных правовых документов системы образования:

- Кодекса Республики Беларусь об образовании

- Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006г №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»

- Постановления Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования»

- другие документы:

 

 

 

До _________

До _________

 

 

До _________

 

 

Собеседование с администрацией школы

2.                   

Изучение нормативной правовой и учебно-методической базы преподавания предмета:

программ учебных занятий,

программ факультативных занятий,

концепции и стандарта по предмету, инструктивно-методических писем и т.п.

До _________

 

Анализ календарно-тематического планирования, поурочных планов администрацией школы, собеседование с заместителем директора по учебной работе, педагогом-наставником

3.                   

Изучение нормативной правовой и учебно-методической базы по организации идеологической и воспитательной работы:

(указать документы).

_________

Собеседование с заместителем директора по воспитательной работе

4.                   

Изучение содержания учебников, учебно-методических комплексов

До 01.09.

Собеседование с педагогом-наставником

5.                   

Изучение 10-балльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся.

Сентябрь

Собеседование с педагогом-наставником

6.                   

Изучение методической и педагогической литературы (перечислить, заполняется вместе с наставником)

___________

Конспекты изученной литературы, ксерокопии, вырезки из газет, картотека материалов

7.                   

Изучение научно-популярной и публицистической литературы по предмету в библиотеке школы, районной библиотеке

До _________

Картотека

8.                   

Участие в работе школы стажера.

В теч. года по плану.

Записи в рабочей тетради.

9.                   

Посещение уроков наставника, опытных учителей (Указываются ФИО, предметы):

 

Конспекты посещенных уроков и их анализ в рабочей тетради.

10.               

Посещение и анализ уроков молодого специалиста педагогом-наставником, руководителем стажерской практики, администрацией школы

В течение года

Записи в рабочей тетради замечаний, высказанных в ходе анализа урока

11.               

Участие в заседаниях предметных методических формирований (указать каких конкретно)

 

Записи в рабочей тетради

12.               

Проведение 2 зачетных уроков и 1 внеклассного мероприятия (Указать классы, темы):

 

Планы-конспекты данных уроков и внеклассного мероприятия.

 

 

  1. Работа классного руководителя

№пп

Содержание

Сроки исполнения

Форма отчета

1.                   

Изучение функциональных обязанностей классного руководителя

До 1.09.

Собеседование с наставником

2.                   

Изучение состава класса, уровня воспитанности учащихся:

 

Сроки

Карты воспитанности, заполнение дневника классного руководителя

3.                   

Составление плана воспитательной работы в классе.

 

До 15.09.

План воспитательной работы

4.                   

Посещение семей учащихся

В течение года

Акты обследований условий жизни и воспитания несовершеннолетних

5.                   

Посещение уроков в «своем» классе.

В течение года

Записи в рабочей тетради.

6.                   

Изучение документов учащихся, составление социального паспорта класса

До 5.09.

Социальный паспорт класса

7.                   

Составление плана индивидуальной работы с учащимися, состоящими на профилактическом учете

По мере необходимости

План индивидуальной работы с учащимися, состоящими на профилактическом учете

8.                   

Ведение дневника наблюдений за учащимися, состоящими на профилактическом учете

По мере необходимости

Дневник наблюдений за учащимися, состоящими на профилактическом учете

9.                   

Освоение различных форм работы с родителями учащихся.

В течение года

Проведение родительских собраний, индивидуальных консультаций и т.п.

10.               

Составление психолого-педагогической характеристики класса.

4 четверть

Психолого-педагогическая характеристика класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ещё в этом разделе