План работы Школы стажера
ГУО «Средняя школа №3 г.Ивацевичи» в 2022/2023 учебном году
Цель: оказание практической помощи молодому специалисту в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства.
Задачи:
- выявить ведущие потребности молодого специалиста в учебном процессе и выбрать соответствующую форму организации методической работы;
- обеспечить целостную подготовку молодого учителя по вопросам педагогики, психологии, преподаваемому предмету;
- вооружить учителя системой передовых и наиболее эффективных приёмов и методов, выбора оптимальных средств обучения на основе внедрения в практику достижений педагогической науки, передового опыта;
- формировать у начинающего учителя потребность в непрерывном самообразовании;
- создать условия для адаптация молодого педагога в педагогическом коллективе, освоения им корпоративной культуры, принятие традиций коллектива;
- способствовать формированию творческой индивидуальности молодого педагога.
Используемые формы и методы:
- анализ посещенных уроков, с последующим самоанализом;
- анкетирование, микроисследование;
- анализ подготовки учащихся к проведению контрольных работ;
- теоретические выступления;
- встречи с психологом, опытными учителями;
- открытые уроки;
- семинары;
- собеседование.
Содержание работы
№ п/п |
Мероприятие |
Ответственный |
Сроки |
1. |
Собеседование с молодым специалистом, выбор наставника |
Заместитель директора по учебной работе, руководители методических объединений |
С 15 по 31 августа |
2. |
Беседа: знакомство молодого учителя с традициями школы, с классами, в которых учитель будет преподавать |
Заместители директора по УР, ВР |
До 01.09. |
3. |
Диагностика молодого педагога |
Педагог-психолог |
Август - сентябрь |
4. |
Индивидуальное психологическое консультирование |
Педагог-психолог |
В течение года |
5. |
Изучение нормативно-методической документации по предметам, знакомство с электронными пакетами документов для учителей-предметников; правил безопасности организации образовательного, воспитательного процессов в УОСО |
Учитель-стажер, наставник |
Август - сентябрь |
6. |
Консультирование по вопросам ведения школьной документации |
Заместитель директора по учебной работе |
Август -сентябрь |
7. |
Создание приказа об организации стажерской практики молодых специалистов |
Директор школы |
01.09. |
8. |
Планирование работы наставника и учителя-стажера |
Заместитель директора по УР, наставник, учитель-стажер |
Сентябрь |
9. |
Оказание методической помощи по организации самообразовательной деятельности |
Руководитель методического объединения, наставник, заместитель директора по УР, ВР |
Сентябрь |
10. |
Организация посещения уроков молодого специалиста учителем-наставником с целью оказания методической помощи |
Руководитель методического объединения, учитель-наставник |
В течение года |
11. |
Посещение уроков молодого специалиста руководством |
Руководство |
В течение года |
12. |
Посещение молодым учителем уроков творчески работающих учителей |
Руководители МО |
В течение года |
13. |
Участие в работе педагогических советов |
Учитель-стажер |
В течение года |
14. |
Посещение районных семинаров для молодых специалистов |
Учитель-стажер |
В течение года |
15. |
Изучение памяток «Анализ и самоанализ урока» |
Заместитель директора по УР, учитель-наставник |
Октябрь |
16. |
Методические рекомендации «Проведение занятий с учащимися СМГ» |
Заместитель директора по УР, учитель-наставник |
Ноябрь |
17. |
Методические рекомендации «Организация внеклассной работы» |
Заместитель директора по ВР, учитель-наставник |
Декабрь |
18. |
Изучение рекомендаций по работе с учащимися, имеющими низкую мотивацию в обучении |
Заместитель директора по УР, учитель-наставник |
Январь |
19. |
Участие в проведении декады педагогического мастерства «От педагогического мастерства – к качеству образования» |
Заместитель директора по УР, учитель-наставник, учитель-стажер |
Январь - февраль |
20. |
Методическое занятие «Организация современного урока. Самоанализ» |
Заместитель директора по УР, учитель-наставник, учитель-стажер |
Март |
21. |
Анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности учителя в коллективе |
Педагог-психолог |
Апрель |
22. |
Отчет учителя-наставника о работе с учителем-стажером за год |
Учитель-наставник |
Май |
23. |
Отчет учителя-стажера о стажерской практике |
Учитель-стажер |
Май |
СОГЛАСОВАНО
на заседании методического совета школы
протокол № 1 от 01.09.2022г.
Занятие 1
АВГУСТ
Теоретическая часть:
- Час общения «Расскажи о себе».
- Закрепление наставников.
- Знакомство учителей-стажёров с традициями школы.
- Изучение содержания учебных программ и объяснительных записок к ним, нормативных документов образовательного процесса.
- Изучение требований по оформлению классного журнала.
- Работа с календарно-тематическим планированием.
- Советы опытных педагогов: «Как быстрее адаптироваться в школе», «Постарайтесь не допускать следующих ошибок…»
- Диагностический опрос.
Занятие 2
СЕНТЯБРЬ
Теоретическая часть:
- Сущность и значение перспективного планирования образовательного процесса по предмету.
- Подготовка учителя к уроку.
Практическая часть:
- Поведение уроков учителями-наставниками.
- Самоанализ и анализ урока.
- Час психолога.
Занятие 3
ОКТЯБРЬ
Теоретическая часть:
- Требования к современному уроку.
- Система целей урока.
- Выбор методов обучения.
Практическая часть:
- Составление плана урока как проект совместной деятельности «учитель-наставник - учитель-стажёр».
- Посещение урока учителя-стажёра.
- Практикум по оказанию методической помощи.
- Час психолога.
Занятие 4
НОЯБРЬ
Теоретическая часть:
- Особенности традиционного и развивающего обучения.
Теоретическая часть:
- Посещение уроков наставника и их структурный анализ.
- Консультация «Структура и тип урока».
- Практическое занятие «Составление конспекта урока» (анализ урока в соответствии с технологией его разработки).
- Изучение опыта работы других педагогов.
Занятие 5
ДЕКАБРЬ
Теоретическая часть:
- Диагностический подход к планированию урока.
Практическая часть:
- Посещение уроков молодого специалиста.
- Консультация «Цели урока, содержание урока, формы, методы и средства реализации целей, работа учащихся на уроке, роль учителя на уроке».
- Обзор периодической педагогической печати.
Занятие 6
ЯНВАРЬ
Теоретическая часть:
- Способы активизации познавательной деятельности учащихся в ходе практической деятельности.
Практическая часть:
- Посещение уроков молодого специалиста.
- Консультация «Структура урока обобщения».
- Формы и виды работы с учащимися на уроке.
- Практическое занятие «Составление и защита конспекта урока обобщения».
- Диагностический опрос.
Занятие 7
МАРТ
Теоретическая часть:
- Использование учебно-методических комплексов в образовательном процессе через информационную технологию.
Практическая часть:
- Посещение уроков учителя-наставника, молодого специалиста.
- Анализ и самоанализ посещенных уроков.
Занятие 8
АПРЕЛЬ
Теоретическая часть:
- Организация внеклассной работы по предмету.
Практическая часть:
- Диагностическое исследование.
- Посещение уроков учителя-наставника, молодого специалиста.
- Час психолога.
- Подготовка отчёта о прохождении стажёрской практики.
Занятие 9
МАЙ
- Конференция по подведению итогов работы с учителем-стажёром.
СОГЛАСОВАНО
на заседании методического совета школы
протокол № 1от 01.09.2022
ПАМЯТКА ДЛЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ
- Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
- Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.
- Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: "Кто не выполнил домашнее задание?" - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.
- Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
- Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.
- Мотивируя оценку знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику, над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
- Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
- Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
- Удерживайтесь от излишних замечаний.
- При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой к классу.
Памятка молодому специалисту
Во избежание ошибок начинающие учителя должны обращать внимание на:
- Постановку голоса. Необходимо сразу же уточнить хорошо ли учителя слышно.
- Темп урока. Манера общения должна быть непринужденная, избегать употребления слов-паразитов, целых повторяющихся фраз.
- Внешний вид учителя должен быть всегда опрятным, подтянутым, аккуратным.
- Знание индивидуальных особенностей учащихся. Заучить имена учащихся и поскорее.
- Профессиональную этику. Нельзя допускать фамильярности, избегать заигрывания ради дешевого авторитета.
- Дисциплину в классе.
Рекомендации по поддержанию дисциплины:
- Придерживаться твердых правил и требований.
- Придя в класс изложить свои требования.
- Однажды обсудив эту тему с учениками, учитель обязан настаивать на выполнение установленных им норм и правил. Любое отступление от этого правила влечет за собой отрицательные последствия для педагогического процесса.
- Принимая от ученика неряшливо выполненную работу, учитель поощряет дальнейшую нерадивость.
- Сделать вид, что не замечаешь как двое учеников, не стесняясь, разговаривают на уроке, значит дать повод другим последовать их примеру.
- Учитель также должен предупредить о мерах, которые будут приняты.
- Нужно избегать неоправданной снисходительности и «жесткого» стиля.
Самоанализ урока
Класс________
Тема урока _____________________________________________
Тип урока и его структура _____________________________________
- Какое место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
- Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
- Каковы цели урока, дать оценку успешности в достижении цели урока, обосновать показатели реальности урока?
- Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.
- Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
- Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями урока.
- Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организованы регулирование и коррекция знаний?
- Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и учителя.
- Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
- Наметить перспективы своей деятельности.
Рекомендации по работе с учащимися,
имеющими низкую мотивацию в обучении
У хорошего учителя не может быть учащихся с низкой мотивацией в обучении. Учитель в том случае, если ученик не проявляет интереса к его предмету, или по какой-либо причине не проявляет познавательной активности, или запустил материал, или не поспевает за темпом, или у него происходят какие-то важные таинственные отвлекающие обстоятельства – во всех этих и других не менее значимых случаях учитель просто перестает ставить этому ученику неудовлетворительные отметки и вместе с классом старается вывести ученика на достойный и соответствующий его способностям и интересам уровень. Если ученик не находится в конфликте со школой и с учителем, то смысл индивидуализации образования видится в том, чтобы работать с такими учениками в рамках совместно разработанной и принятой учеником, учителем, родителями программы выведения ученика на обязательно необходимый уровень.
Каждый учитель должен ответить себе на следующие вопросы:
- Отметки «1», «2», «3» поставлены за неподготовленное домашнее задание или за отсутствие знаний по предмету? Или…? Или…? Или…?
- Если отметки «1», «2», «3» поставлены за отсутствие знаний по предмету, то при следующем опросе эта отметка, по-видимому, повториться?
- Однако, значит ли это, что в четверти у учеников, которые не знают предмет, будет поставлена отметка «1», «2», «3»?
- Не является ли неудовлетворительная отметка прежде всего дисциплинарным фактором, показывающим несостоятельность учителя?
Индивидуальный план
стажерской практики
учителя ГУО «__________________________________________________________»
ФИО _______________________________________
- Учебная работа
№пп |
Содержание |
Сроки исполнения |
Форма отчета |
1. |
Составление календарно-тематического планирования |
До _.09. |
Календарные планы |
2. |
Разработка поурочных планов. |
В теч. года |
Конспекты уроков |
3. |
Планирование и проведение внеклассной работы по предмету: - предметной недели; - тематического вечера; - предметного интеллектуального марафона и т.п. |
До _.09. |
Проведение внеклассных мероприятий |
4. |
Планирование и проведение работы с одаренными детьми: подготовка к участию в олимпиадах, проведение 1-го этапа предметной олимпиады, организация исследовательской деятельности по теме «…………» и т.п. |
Сроки |
Планы по подготовке учащихся к олимпиадам, план исследовательской деятельности, документы о проведении олимпиады и т.п. |
5. |
Самоанализ педагогической деятельности |
В теч. года |
Собеседование с администрацией школы |
6. |
Анализ результатов учебной деятельности |
Каждую четверть и в конце года |
Формы отчетности, определенные администрацией школы |
7. |
Работа в учебном кабинете: - изучение паспорта кабинета, - составление плана работы учебного кабинета, - оформление дидактических материалов (указать, каких именно); - оформление стендов и т.п. |
Сроки |
Наличие оформленных дидактических и методических материалов |
- Методическая работа
№пп |
Содержание |
Сроки исполнения |
Форма отчета |
1. |
Изучение основных нормативных правовых документов системы образования: - Кодекса Республики Беларусь об образовании - Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006г №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» - Постановления Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования» - другие документы:
|
До _________ До _________
До _________ |
Собеседование с администрацией школы |
2. |
Изучение нормативной правовой и учебно-методической базы преподавания предмета: программ учебных занятий, программ факультативных занятий, концепции и стандарта по предмету, инструктивно-методических писем и т.п. |
До _________
|
Анализ календарно-тематического планирования, поурочных планов администрацией школы, собеседование с заместителем директора по учебной работе, педагогом-наставником |
3. |
Изучение нормативной правовой и учебно-методической базы по организации идеологической и воспитательной работы: (указать документы). |
_________ |
Собеседование с заместителем директора по воспитательной работе |
4. |
Изучение содержания учебников, учебно-методических комплексов |
До 01.09. |
Собеседование с педагогом-наставником |
5. |
Изучение 10-балльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся. |
Сентябрь |
Собеседование с педагогом-наставником |
6. |
Изучение методической и педагогической литературы (перечислить, заполняется вместе с наставником) |
___________ |
Конспекты изученной литературы, ксерокопии, вырезки из газет, картотека материалов |
7. |
Изучение научно-популярной и публицистической литературы по предмету в библиотеке школы, районной библиотеке |
До _________ |
Картотека |
8. |
Участие в работе школы стажера. |
В теч. года по плану. |
Записи в рабочей тетради. |
9. |
Посещение уроков наставника, опытных учителей (Указываются ФИО, предметы): |
Конспекты посещенных уроков и их анализ в рабочей тетради. |
|
10. |
Посещение и анализ уроков молодого специалиста педагогом-наставником, руководителем стажерской практики, администрацией школы |
В течение года |
Записи в рабочей тетради замечаний, высказанных в ходе анализа урока |
11. |
Участие в заседаниях предметных методических формирований (указать каких конкретно) |
Записи в рабочей тетради |
|
12. |
Проведение 2 зачетных уроков и 1 внеклассного мероприятия (Указать классы, темы): |
Планы-конспекты данных уроков и внеклассного мероприятия. |
- Работа классного руководителя
№пп |
Содержание |
Сроки исполнения |
Форма отчета |
1. |
Изучение функциональных обязанностей классного руководителя |
До 1.09. |
Собеседование с наставником |
2. |
Изучение состава класса, уровня воспитанности учащихся:
|
Сроки |
Карты воспитанности, заполнение дневника классного руководителя |
3. |
Составление плана воспитательной работы в классе.
|
До 15.09. |
План воспитательной работы |
4. |
Посещение семей учащихся |
В течение года |
Акты обследований условий жизни и воспитания несовершеннолетних |
5. |
Посещение уроков в «своем» классе. |
В течение года |
Записи в рабочей тетради. |
6. |
Изучение документов учащихся, составление социального паспорта класса |
До 5.09. |
Социальный паспорт класса |
7. |
Составление плана индивидуальной работы с учащимися, состоящими на профилактическом учете |
По мере необходимости |
План индивидуальной работы с учащимися, состоящими на профилактическом учете |
8. |
Ведение дневника наблюдений за учащимися, состоящими на профилактическом учете |
По мере необходимости |
Дневник наблюдений за учащимися, состоящими на профилактическом учете |
9. |
Освоение различных форм работы с родителями учащихся. |
В течение года |
Проведение родительских собраний, индивидуальных консультаций и т.п. |
10. |
Составление психолого-педагогической характеристики класса. |
4 четверть |
Психолого-педагогическая характеристика класса |