Школа - территория здоровья

О проведенных мероприятиях в рамках межведомственного информационного проекта «ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

ПАМЯТКА ОЖОГИ И ТРАВМЫ

развернуть

 

 Причинами несчастных случаев служат непонимание опасности, которую представляет для человека тепловая энергия.

 

ПОМНИТЕ: во избежание несчастных случаев, связанных с ожогами и травмами, ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

-спускаться в открытые тепловые камеры, колодцы, каналы;

-спускаться и пересекать в необорудованных местах траншеи, колодцы, каналы, где ведутся работы по прокладке либо ремонту тепловых сетей;

-приближаться к промоинам, образующимся в местах порывов трубопроводов ближе, чем на 5 метров;

-прикасаться к трубопроводам пара и горячей воды;

Необходимо помнить, что температура горячей воды может достигать 1500С, а пара -3000С.

-ходить по трубопроводам, конструкциям и перекрытиям;

-перелезать через трубопроводы надземной прокладки в местах, не оборудованных переходными мостиками;

-находиться в непосредственной близости от запорной, регулирующей и предохранительной арматуры, фланцевых соединений трубопроводов;

-крутить задвижки, вентили и краны на любых трубопроводах;

-проникать в помещение центральных и индивидуальных тепловых пунктов;

-приближаться к местам, где ведутся работы по ремонту тепловых сетей и проводятся сварочные работы;

______________      Остановите      ______________

______________      нарушителя     ______________

______________        Этим вы          ______________

                             спасёте ему жизнь______________

 

свернуть

 Проект «ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

развернуть

Проект ШТЗ и Формирование здоровьесберегающей среды в учреждении общего среднего образования

ПРОЕКТ

 

«ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

       

Девиз проекта: «Здоровье — не все, но все без здоровья — ничто»

                                                                                                                                                                                                                  Сократ

Информационный паспорт проекта

 

Наименование         «ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

проекта

 

Место реализации  Государственное учреждение образования 

проекта                     «Средняя школа №3 г. Ивацевичи»

 

Главная идея       Организация совместной деятельности педагогов и

проекта                 обучающихся, родителей, а также других

                                заинтересованных организаций в сохранении

                                здоровья, направленной на

                                оптимизацию учебной, психологической и физической

                                нагрузки учащихся и создание в учреждении условий для

                               сохранения и укрепления здоровья, формировании

                               культур здорового образа жизни

 

 Сроки реализации   2023/2024 гг.

 проекта

 

Участники проекта Заместители директора, классные руководители,      педагоги  учреждения, ученический коллектив, родительская общественность, обслуживающий персонал, представители учреждения здравоохранения, социальные партнеры

 

 Принципы                    Культурологический подход: приобщение

                                         обучающихся к культуре гигиены.

                                         Деятельный подход: игровой, творческий.

                                         Дифференциация: учет специфических позиций

                                         детей, учет их физического развития.

                                         Комплексный подход: использования

                                         профилактических и оздоровительных технологий.

 

 Информационное       Сайт учреждения  и информационный стенд.

 обеспечение проекта

 

 

 

Обоснование и актуальность проекта

 

       Современные государственные и общественные реалии, кардинальные изменения в социальной жизни привели к принципиальным изменениям системы образования в Республике Беларусь. Ставка делается на сохранение и укрепление здоровья нации, в частности школьников. Статистика показывает, что подавляющее большинство детей знакомо с болезнями, причем иногда довольно близко. У детей впечатлительных и физически ослабленных формируется комплекс неудачника. К таким последствиям приводят психогенные факторы, т.е. условия, которые вызывают нервно-психические заболевания, травмируют душу. К сожалению, нередко эти психогенные факторы процветают в семье. Здоровье ребенка напрямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Также большинство школьников очень мало знают о своем теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека. Из-за отсутствия элементарных знаний молодые люди совершают множество ошибок. К сожалению, очень часто эти ошибки становятся роковыми. Чем раньше у подростка сформируется осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом. В связи с этим для реализации информационного проекта «Школа - территория здоровья» в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» необходимо создание единой профилактической среды (как в учреждении образования, так и в домашних условиях). Проект подразумевает совместную деятельность педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей.

 

Цель проекта: Формирование в сознании учащихся позитивного отношения к своему психическому и физическому здоровью как к важнейшей духовно-нравственной ценности; создание педагогической и социальной среды, способствующей положительной мотивации педагогов, обучающихся и их законных представителей к сохранению и укреплению здоровья.

 

Задачи:

- определить конкретные проблемы и направления по формированию здорового образа жизни у учащихся;

- создать условия, обеспечивающие приобретение учащимися положительного опыта ЗОЖ через систему воспитательной работы и дополнительного образования;

- способствовать преодолению вредных привычек учащихся посредством занятий физической культурой и спортом;

- выстроить систему профилактики различных заболеваний;

- содействовать формированию устойчивых навыков ЗОЖ в семье, негативного отношения к вредным привычкам, умения принимать верные решения в пользу здоровья;

- создавать возможность учащимся демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья;

- отработать механизм совместной работы всех заинтересованных служб, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. 

Анализ деятельности учреждения по укреплению и сохранению здоровья обучающихся

          В здании государственного учреждения образования «Средняя школа №3 г. Ивпацевичи» созданы необходимые условия для сбережения здоровья обучающихся. Все помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда, строго соблюдается санитарно-гигиенический режим.

         В 2023/2024 учебном году в учреждении обучается 1056 учащихся. Имеется 34 учебных кабинетов, 4 спальни для групп продленного дня, 3 компью­терных класса, 2 столярно-слесарных мастерских, кабинет обслужи­вающего труда, библиотека, книгохранилище, 8 помещений для размещения управленческого и преподавательского соста­ва, актовый и 2 спортивных зала, зал ритмики, медицинский и процедурный кабинет. Уроки физической культуры и здоровья в холодное время года проводятся в спортивных залах, а в теплое время – на стадионе.

           Имеются кабинет педагога-психолога, педагога социального, кабинет детских общественных объединений. Работает столовая на 200 мест, позволяющая организовывать одноразовое горячее питание и трёхразовое для учащихся, посещающих группы продлённого дня. Учащиеся принимают пищу согласно утвержденному графику. (График прилагается)

Обеспечен 100% охват учащихся питанием. Одноразовое бесплатное горячее питание получают все учащиеся I – XI классов (100%). Трехразовым бесплатным питанием обеспечены 108 учащихся. Все эти учащиеся посещают группу продленного дня и находятся в учреждении образования больше 8 часов. В период с сентября по июнь месяц пища витаминизируется витамином «С».

         В учреждении используется естественное левостороннее и искусственное люминесцентное освещение. Естественное освещение и его надлежащий уровень важны в связи с тем, что свет обладает высоким биологическим действием, способствует росту и развитию организма, обеспечивает нормальную работу зрительного анализатора. Для искусственного освещения используются люминесцентные лампы. Для учреждения характерно озеленение учебных кабинетов, коридоров.

         При исследовании социального статуса семей учащихся было выявлено, что число многодетных семей составляет – 185 (353 детей), неполных семей – 113 (в них 153 ребёнка), опекунских – 4 семьи (6 детей), приемных семей – 2 (в них 3 ребенка), детских домов семейного типа – 2 (11 воспитанников).  Семей, воспитывающих детей-инвалидов – 20 (21 ребенок).

         Учебные занятия в I–XI классах организованы в две смены: І, ІІ, V, VIII, IX, X, XI классы – первая смена, III, IV, VI, VII вторая. Продолжительность учебных занятий – 45 минут, в I классах – 35 минут.

В учреждении открыто 2 интегрированных класса.

        Ежегодно для обучающихся организовывается отдых и оздоровление в пришкольном оздоровительном лагере при учреждении и при ДОЛ «Дубравушка» в летний период. Также учащиеся проходят ежегодное оздоровление в санаториях и ДРОЦах.

        Значительное место в образовательном процессе занимает пропаганда здорового образа жизни. В учреждении проводятся кинолектории, конкурсы рисунков, плакатов, игровые программы, встречи с представителями здравоохранения, тематические классные и информационные часы. В библиотеке учреждения организовываются выставки литературы по проблемам профилактики алкогольной, никотиновой, наркотической зависимости.

        Особое внимание уделяется укреплению здоровья детей и формированию навыков здорового образа жизни через проведение спортивно-массовой работы: дни здоровья, спортивные праздники и акции. Учителя физической культуры и здоровья обеспечивают участие в районной спартакиаде школьников Ивацевичского района и районной круглогодичной спартакиаде детей и подростков по месту жительства.

Реализация районных профилактических проектов по здоровому образу жизни нашли своё отражение в следующих видах деятельности: проведение тематических мероприятий в рамках акций «Мой выбор – жить с позитивом», «Здоровый я – здоровая страна».

        Проводятся мероприятия по предупреждению риска суицидального поведения детей и подростков: тематические классные часы, выставка-конкурс рисунков «Заряжайся позитивом!», тренинги, психосоциальное анкетирование. Значительную работу по пропаганде здорового образа жизни организовывают волонтёры равного обучения.

         Однако в результате анализа общешкольной карты здоровья выделены ведущие формы патологий. К ним относятся заболевания органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, органов зрения, центральной нервной системы. Наличие патологий является одной из причин сниженной работоспособности и повышенной утомляемости учащихся.

 

4.Функциональные ресурсы различных категорий работников учреждения

 Функции медицинской службы:

проведение диспансеризации обучающихся;

медосмотр обучающихся, определение уровня физического здоровья;

пульсометрия;

выявление учащихся специальной медицинской группы.

  1. Функции администрации:

общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;

общее руководство и контроль за организацией горячего питания обучающихся в учреждении;

организация преподавания вопросов сбережения здоровья человека на учебных и факультативных занятиях;

организация и контроль учебных, факультативных занятий, спортивных секций по физической культуре и здоровью;

обеспечение работы спортивного зала во внеурочное время и во время каникул;

разработка системы внеклассных мероприятий в шестой школьный день по укреплению физического здоровья обучающихся и ее контроль;

организация работы классных руководителей по программе сбережения здоровья и ее контроль;

организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;

организация и контроль работы социально-психологической службы учреждения.

  1. Функции классного руководителя, воспитателя группы продленного дня:

санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в учреждении;

организация и проведение в детском коллективе мероприятий по профилактике:

-  частых заболеваний учащихся;

- детского травматизма на дорогах;

- наркомании, токсикомании, табакокурения;

организация и проведение профилактических работы с родителями;

организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГАИ, КДН, медработниками, наркологами;

организация и проведение:

- внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;

- исследования уровня физического и психофизического здоровья обучающихся;

- диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

 

  1. Этапы реализации проекта

 

Первый этап: Подготовительный (сентябрь, 2022г)

Оценка и анализ состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учреждении.

Подготовка программно-методического обеспечения.

Психолого-педагогическая подготовка кадрового состава.

Ознакомление родителей и учащихся с проектом «Школа – территория здоровья»

Организация взаимодействия с медицинскими и другими учреждениями района для реализации проекта  «Школа – территория здоровья»

 

Второй этап: Практический (сентябрь-май 2023/2024 учебный год). Реализация проекта «Школа – территория здоровья».

проведение заседаний Методического совета учреждения;

посещение учебных и факультативных занятий,

создание методической копилки опыта;

мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в учреждении;

сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению;

контроль за организацией образовательного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.

Коррекция проекта «Школа – территория здоровья» по итогам реализации.

 

Третий этап: Обобщение и оценка результатов деятельности (май 2023/2024 учебный год).

Анкетирование родителей, обучающихся, педагогов на предмет удовлетворённости результатами реализации проекта.

Сравнение медицинских показателей состояния здоровья учащихся до и после реализации проекта «Школа – территория здоровья»

Мониторинг сформированности ценностных ориентаций у учащихся учреждения на здоровый образ жизни.

Обсуждение итогов реализации проекта  «Школа – территория здоровья» в коллективе педагогов, родителей, учащихся.

Публикации, распространение опыта.

 

Модель личности обучающегося

      По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам учреждения необхо­димо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков. Для этого нами создана прогнозируемая модель личности обучающегося:

 

Модель выпускника первой ступени общего среднего образования

Модель выпускника второй ступени общего среднего образования

Модель выпускника третьей ступени общего среднего образования

     знание основ личной

 гигиены, выполнение правил  

 гигиены;

    владение основами

 личной гигиены и

 здорового образа

 жизни.

    знание основ строения и

 функционирования 

 организма человека;

   знание изменений в 

 организме человека в 

 пубертатный период;

   умение оценивать свое

 физическое и   психическое состояние;

   знание влияния алкоголя, 

 курения, наркомании на 

 здоровье человека;

   поддержание физической 

 формы;

    телесно-мануальные 

 навыки, связанные с 

 укреплением силы, 

 выносливости, ловкости;

     гигиена умственного

 труда.

   стремление к 

 самосовершенствованию, 

 саморазвитию и 

 профессиональной

 пригодности через физическое 

 совершенствование и

 заботу о своем здоровье;

   убеждение в пагубности

 для здоровья и   дальнейшей 

 жизни вредных привычек;

     знание различных 

 оздоровительных систем;

     умение поддерживать 

 здоровый образ 

 жизни, индивидуальный для 

 каждого человека;

    способность вырабатывать 

 индивидуальный образ жизни;

     гигиена умственного труда.

 

 Предполагаемый результат

Снижение показателей заболеваемости детей.

Стабилизация состояния здоровья учащихся по основным показателям.

Повышение качества и уровня обучения школьников.

Повышение уровня воспитанности детей и подростков.

Полученные в школе знания о здоровом образе жизни позволяют ребятам понять, как и почему им нужно заботиться о своём здоровье, соблюдать правила ЗОЖ.

Учащиеся смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям ЗОЖ.

Учащиеся научаться управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.

 

Базовыми компонентами на всех ступенях являются:

 формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;

формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;

формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;

формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

 

 

Методы контроля над реализацией проекта

       Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности.  Общее руководство осуществляет совет учреждения.

 

 Основные направления деятельности проекта

 

Медицинское направление предполагает

создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:

составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;

проведение физкультминуток;

гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом расписания, режима дня;

четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния учреждения;

планомерная организация питания учащихся;

проведение обязательного медицинского обследования.

 

Просветительское направление предполагает

организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;

организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;

пропаганду здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, ОБЖ, физической культуры и здоровья).

 

 Психолого-педагогическое направление предполагает

использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности;

предупреждение проблем развития ребенка;

обеспечение адаптации на разных этапах обучения;

развитие познавательной и учебной мотивации;

формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;

совершенствование психолого-медико-педагогической деятельности;

организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.

 

Спортивно-оздоровительное направление предполагает

организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;

привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;

широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров учреждения к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

 

Диагностическое направление предполагает

проведение мониторинга за состоянием здоровья обучающихся;

режим дня, бытовые условия;

внешкольная занятость дополнительными занятиями.

 

 Здоровьесберегающие образовательные технологии

 

здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;

здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.

 

 Реализация основных направлений программы

 

Убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.

Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.

Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.

Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.

Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.

 Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.

Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой.

Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.

Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в учреждении и вне его.

 Обучение детей правильному отношению к собственному здоровью: проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.

Создание комфортной атмосферы в учреждении и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.

Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.

 

 

 

Формы работы

 

1.Учет состояния детей:

анализ медицинских карт;

определение группы здоровья;

учет посещаемости занятий;

контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

организация работы спортивных секций, кружков;

динамические паузы;

индивидуальные занятия;

организация спортивных перемен;

дни здоровья;

физкультминутки для учащихся;

организация летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.

3.Урочная и внеурочная работа:

открытые уроки учителей физической культуры и здоровья, ОБЖ;

открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности; объединения по интересам: баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика.

 

 

МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

«ШКОЛА-ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

 

Организация образовательного процесса. Режим работы учреждения

1.1.

 Расписание учебных, факультативных занятий. 

 Оптимальная организация учебного дня и недели с 

 учетом возможных нагрузок 

 для обучающихся  различных возрастных групп

 сентябрь  январь

 заместитель 

 директора по 

 учебной 

 работе

1.2.

 Организация внеурочной деятельности, 

 мероприятий шестого  школьного дня

 сентябрь  январь

 руководители  

 методических 

 объединений, 

 заместитель 

 директора по 

 ВР

1.3.

 Организация индивидуальных занятий с детьми на 

 дому

 в течение 

 года 

 сентябрь

 зам. 

 директора по 

 учебной 

 работе

1.4.

 Работа педагогов, направленная на формирование 

 здорового образа жизни, через учебные предметы 

 (ОБЖ, физическая  культура и здоровье, биология, 

 химия, история, литература, география и др.)

 по 

 учебным 

 програм

 мам в 

 течение 

 года

 педагоги

1.5.

 Внедрение здоровьесберегающих технологий, 

 создающих комфортные условия для образования и 

 воспитания школьников

 постоянно

 зам. 

 директора по 

 учебной 

 работе,

 педагоги

1.6.

 Преподавание учебного материала с учетом 

 возрастных  особенностей учащегося и отклонений в 

 здоровье

 постоянно

 зам. 

 директора по 

 учебной 

 работе, 

 педагоги

1.7.

 Организация работы логопедической службы с 

 учащимся 1 класса

 сентябрь

 учитель-

 дефектолог

1.8.

 Создание условий и обеспечение материально-

 технической базы  для проведения уроков 

 физической культуры и здоровья

 постоянно

 директор, 

 заместитель 

 директора по 

хозяйственной 

 работе

1.9.

 Введение сменной  обуви

 постоянно

 классные 

 руководители

1.10.

 Мониторинг здоровья детей

 постоянно

 медицинские 

 работники

1.11.

 Медицинское обследование учащихся призывного 

 возраста

 по срокам 

 военкомата

 медицинские 

 работники, 

 учитель 

 допризывной 

 подготовки

1.12.

 Организация в режиме учебного дня:

   правильное размещение учащихся при посадке;

   гимнастика до уроков (1-4 классы);

   физкультминутка на уроках (1-11 классы);

   гимнастика для глаз на каждом уроке;

   режим проветривания;

   динамические паузы между уроками

 ежедневно

 постоянно

 учителя, 

 классные 

 руководители

 

1.13.

 Просветительская деятельность и пропаганда по 

 вопросам охраны и сбережения здоровья:

   через проведение уроков по ОБЖ;

   проведение классных часов, бесед, круглых столов 

 и др. по вопросам сохранения здоровья;

   привлечение учащихся к исследовательской работе 

 по вопросам экологии окружающей среды и 

 здоровья;

    работа лекторской группы по вопросам здорового 

 образа жизни

 по плану

 педагоги, 

 классные 

 руководители,  

 педагог соц.,  районные 

 медицинские 

 и 

просветительские  службы

2. Контроль за учебной нагрузкой

2.1.

 Рациональное распределение контрольных работ

 график

 заместитель  

 директора по 

 учебной 

 работе

2.2.

 Контроль за дозировкой домашнего задания

 по плану 

 самоконт

 роля

 заместитель

  директора по 

 учебной 

 работе

2.3.

 Внедрение в образовательный процесс 

 здоровьесберегающих технологий

 постоянно

 заместитель

 директора по 

 учебной 

 работе

3. Соблюдение санитарно-гигиенических норм  к условиям обучения обучающихся охраны их здоровья

3.1.

 Выполнение санитарно-гигиенических норм к 

 условиям обучения в здании учреждения

 постоянно

 заместитель 

 директора по 

 хоз. работе

3.2.

 Разработка нормативных правовых документов по 

 охране здоровья 

 в кабинетах с повышенной пожароопасностью и травмоопасностью  (коррективы)

 сентябрь, в 

 течение года по 

необходи

мости

 заместитель 

 директора по 

 учебной 

 работе, 

 зав.кабинета

ми

3.3.

 Создание условий на территории учреждения для 

 учебных занятий и отдыха

 постоянно

 заместитель

 директора по хоз. работе

3.4.

 Обеспечение светового и теплового режима в 

 учреждении

 постоянно

 заместитель

  директора по 

 хоз. работе

3.5.

 Своевременный инструктаж по охране труда и 

 соблюдению требований санитарно-гигиенических 

 норм работников учреждения  и учащихся

 регулярно

 ответственные 

 лица

4. Медицинское обслуживание

4.1.

 Сбор информации о состоянии здоровья детей

 сентябрь

 медицинские 

 работники

4.2.

 Плановые медицинские осмотры, прививки 

 обучающихся

 по плану

 медицинские 

 работники

4.3.

 Прохождение медицинских обследований 

 работниками учреждения

 по графику

 работники 

 учреждения

4.4.

 Установление специального режима в период 

 эпидемии

 в период 

 эпидемий

 кл.  рук.,   заместители 

 директора

4.5.

 Оказание первой доврачебной помощи ребенку

 по необходим.

 медицинские 

 работники

4.6.

 Работа по подготовке и проведению Дней здоровья, 

 спортивно-оздоровительных мероприятий

 по плану 

 работы

 заместитель 

 директора по ВР

4.7.

 Проведение Дней здоровья

 по плану

 кл. рук., 

 учителя  

 физической 

 культуры и 

 здоровья

4.8.

 Работа по подготовке к оздоровлению обучающихся 

 в каникулярный период

 в течение года 

 по плану

 заместитель 

 директора по ВР

4.9.

 Участие в работе медико-психолого-педагогических 

 консилиумах, педсоветах, совещаниях

 по плану 

 работы

 медицинские 

 работники

4.10

 Анализ состояния здоровья обучающихся; 

 подготовка листов здоровья

 по плану 

 работы

 медицинские 

 работники

4.11

 Контроль за состоянием здоровья учащихся после 

 болезни (наличие справки от врача)

 постоянно

 кл. рук., медицинские 

 работники

4.12

 Просвещение участников образовательного 

 процесса

 по плану 

 работы

 медицинские 

 работники

5. Работа педагога-психолога, социального педагога

5.1.

 Психолого-педагогические семинары

 по плану 

 работы

 педагог-психолог

5.2.

 Диагностическая деятельность по различным 

 направлениям охраны психического и физического 

 здоровья обучающихся

 в течение года

 педагог-

 психолог

5.3.

 Социальная поддержка малообеспеченных и 

 нуждающихся семей

 постоянно   по плану  

 педагога соц.

 педагог 

 социальный

5.4.

 Адаптация учащихся I классов к школе, V классов – 

 ко II ступени, X классов – к обучению в старшем 

 звене

 октябрь

 ноябрь

 заместитель

 директора по 

 учебной работе, 

 педагог-психолог

5.5.

 Работа по формированию социально-

 психологического климата в классных коллективах, 

 в педагогическом коллективе, среди родительской общественности

 постоянно

 педагог-

 психолог

5.6.

 Формирование корректного этичного отношения к 

 личности ребенка и его здоровью

 постоянно

 кл. рук.,  педагоги

5.7.

 Ознакомление педагогов и родителей с 

 физиологическими и психологическими 

 особенностями здоровья детей и подростков

 по запросу

 педагог-

 психолог

6. Организация здорового и рационального питания обучающихся

6.1.

 Обеспечение столовой оборудованием и мебелью

 июнь-август

 зам. директора по 

 хоз. работе

6.2.

 Организация бесплатного питания

 по плану

 заместитель 

 директора по 

 ВР, кл. 

 рук.

6.3.

 Выполнение распорядка питания согласно режиму

 постоянно

 медицинский 

 работник

6.4.

 Охват горячим питанием школьников

 постоянно

 кл. рук.

6.5.

 Контроль за составом и качеством меню, 

 приготовленной пищи

 ежедневно

ответственные  за 

 организацию 

 питания

7. Организация внеурочной воспитательной работы

7.1.

 Организация рациональной досуговой и внеурочной 

 деятельности во второй половине дня, в шестой школьный день

 сентябрь, 

 январь

 зам. директора по 

 ВР

7.2.

 Туристско-краеведческая деятельность

 по плану 

 работы

 педагоги

7.3.

 Просветительская деятельность

 

 зам.директора

     классные часы, беседы; наглядная агитация

 кл. руководители

     встречи с врачами-специалистами;

 медицинский

 работник

8. Спортивно-оздоровительная работа

8.1.

 Пропаганда и обучение приемам сохранения 

 здоровья на занятиях ОБЖ и физической культуры и 

 здоровья

 в течение года

 учителя  

 физической 

 культуры и 

 здоровья, 

 ОБЖ

8.2.

 Охват учащихся внеклассной спортивно-

 массовой  работой

 сентябрь

 учителя  

 физической 

 культуры и 

 здоровья

8.3.

 Организация внеурочных спортивных мероприятий 

 (Дни здоровья, соревнования, походы)

 по плану

 учителя 

 физической 

 культуры и 

 здоровья

8.4.

 Работа спортивных секций, занятий 

 дополнительного образования на базе учреждений

 по плану 

 работы

 учителя 

 физической 

 культуры и 

 здоровья

8.5.

 Организация летнего оздоровительного отдыха 

 школьников

 апрель - июнь

 зам. директора по 

 ВР, нач. лагеря

9. Контроль за состоянием здоровья обучающихся

9.1.

 Статистические данные по состоянию здоровья 

 обучающихся

 в течение года

 медицинский 

 работник

9.2.

  Анализ воспитательной работы

 в течение года

 

 

 

 

 зам. директора по 

 ВР, педагог соц.,

 кл. рук.

 

     по профилактике злоупотребления ПАВ;

     по спортивно-оздоровительной работе;

     по туристско-краеведческой деятельности;

     по развитию движения за здоровый образ жизни;

     по просветительской деятельности за здоровый 

 образ жизни;

9.3.

 Анализ работы социально-педагогической и 

 психологической службы

 по каждому 

 полугодию

 педагог соц.

9.4.

 Мониторинг охвата учащихся горячим питанием

 в течение года

 отв. за 

 организацию 

 питания

9.5.

 Организация работы по введению сменной обуви

 в течение года

 кл. руководители

9.6.

 Анализ режима работы учреждения и учебной 

 нагрузки учащихся

 согласно 

 плану 

 самоконтроля

 зам. директора по 

 учебной работе

9.7.

 Статистика социального статуса родителей и 

 учащихся, оказание необходимой помощи

 в течение года

 педагог соц.

9.8.

 Анализ работы педагогического коллектива по 

 плану реализации программы по профилактике 

 злоупотребления наркотиками и другими 

 психоактивными веществами среди подростков и 

 молодежи;

 май-июнь

 зам. директора по 

 ВР

9.9.

 Психолого-педагогические консилиумы

 в течение года

 заместители 

 директора по 

 учебной и 

воспитат. 

 работе

9.10

 Обсуждение вопросов охраны здоровья 

 обучающихся на  совещаниях

 по плану 

 работы

 директор, 

 заместители 

 директора

9.11

 Обсуждение вопросов охраны здоровья 

 обучающихся  с родителями

 по плану 

 работы с 

 родителями

 кл. руководители

9.12

 Работа школьной социальной службы по охране 

 здоровья школьников

 по плану 

 работы

 педагог соц.

9.13

 Контроль за соблюдением ТБ, ППБ, санитарно-

 гигиенических норм и требований в учреждении

 постоянно

 заместители 

 директора

 

свернуть

Профилактика нарушения зрения

развернуть

 

Познание окружающего мира — важное для детей занятие. Однако порой познавательный процесс может быть омрачен возникшими проблемами со зрением. Как не допустить подобной ситуации? Расскажем!

Содержание:

  • Какие бывают проблемы со зрением у детей?
  • Причины возникновения проблем со зрением
  • Профилактика нарушения качества зрения у детей
  •  
  • К сожалению, сегодня очки чаще являются аксессуаром школьников, а порой и дошколят, нежели взрослых людей. Статистика гласит, что проблемы со зрением наблюдаются у каждого 20-го ребенка дошкольного возраста! Примечательно, что ежегодно число детей, страдающих от нарушения зрения, только растет!

Чтобы и Ваш малыш не вошел в число детишек, вынужденных постоянно наблюдаться у окулиста, следует как можно раньше обратить внимание на состояние его глаз и узнать, в чем заключается профилактика нарушения зрения в детском возрасте.

Первый визит маленького человечка в кабинет офтальмолога должен состояться в возрасте 3-х месяцев. Консультация новорожденных позволяет выявить врожденные проблемы со зрением. Кроме того, особо опытные специалисты без проблем диагностируют вероятность развития у ребенка дальнозоркости или близорукости в дальнейшем.

  • Следующий момент, когда стоит отвести ребенка к офтальмологу, наступает в возрасте 3-4 лет.

В это время еще не поздно начать лечение, если у малыша будет выявлено какое-либо заболевание глаз. К слову, такие вот визиты к специалисту — лучшая профилактика нарушения зрения! Если же и в трехлетнем возрасте специалист не выявит явных проблем, значит последующие визиты должны проходить согласно установленного медицинского графика — каждый год.

  • Ни для кого не секрет, что благодаря глазам все мы воспринимаем окружающую среду, можем полноценно функционировать и открывать для себя новые горизонты. В отношении детей этот момент особенно важен. Только представьте, как важно для ребенка чтение, письмо, рисование. Даже просмотр любимых мультфильмов становится своеобразным ритуалом, помогающим познавать мир.

Если же профилактика нарушения зрения у малыша будет отвергнута родителями, вполне вероятно, что в скором времени ему придется отказаться от любимых занятий.

  • Развитие близорукости (миопии) связано, главным образом, с длительной зрительной работой на близком расстоянии (чтение, письмо, черчение), особенно при неправильном освещении. Вследствие этого происходит нарушение кровоснабжения и возникают изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению в длину. В результате ребенок плохо видит далеко расположенные предметы и текст на классной доске, и пытается исправить ситуацию, прищуриваясь или надавливая на глазное яблоко.

Крайне важно обеспечить хорошую освещенность. Наиболее благоприятной для зрительной работы является естественная освещенность в пределах от 800 до 1200 лк, если используется искусственное освещение, оно должно быть  равномерным, не создавать на рабочих поверхностях резкие тени и блики. Настольную лампу на рабочем столе ребенка надо располагать слева (для правшей, для левшей - справа), лампочка обязательно должна быть прикрыта абажуром светлых неярких оттенков, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Оптимальная мощность лампы составляет 60 - 80 ватт. При длительной зрительной работе в условиях постоянного контраста освещенности развивается стойкий спазм аккомодационной мышцы, приводящий в дальнейшем к формированию близорукости.

Время непрерывной работы за компьютером не должно превышать 25 - 30 минут для старшеклассников и 10 минут для младших школьников. После этого обязателен перерыв на 10 минут для разминки и гимнастики для глаз.

Для профилактики нарушений зрения при работе за компьютером рекомендуется использовать специальные очки с антибликовым покрытием, которые делают изображение более четким, без отблесков и подавляют вредную часть синего спектра света монитора.

Чтобы сохранить острое зрение в течение всей жизни необходимо соблюдать ряд несложных правил:

  1. Обеспечить себе здоровый и достаточный по времени сон.
  2. Правильно питаться.

В рационе близоруких детей должны быть:

  1. морковь - богатый источник бета-каротина;
  2. черника - свежая и сухая черника повышает остроту зрения, снимает усталость глаз и улучшает сумеречное зрение. Целебные свойства черники объясняются наличием биофлавоноидов, способствующих питанию сетчатки глаза;  
  3. красный сладкий перец и шпинат - источники лютеина, который, подобно солнечным очкам, защищает сетчатку. Надо только помнить, что при тепловой обработке лютеин разрушается, поэтому эти продукты нужно есть в сыром виде;
  4. кукуруза, апельсины, манго и персики – богаты зеаксантином, который, как и лютеин, защищает сетчатку и предотвращает  помутнение хрусталика;   
  5. рыба - содержит много таурина, ненасыщенных жирных кислот и витамина Е, предупреждающих излишнюю сухость глаз;
  6. шиповник - признанное профилактическое средство при дистрофии сетчатки;   
  7. цитрусовые - витамин С необходим для защиты глаз от инфекций, а также для предотвращения возрастных заболеваний.

Комплекс упражнений для младших школьников:

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4 - 5 раз.
  2. Крепко зажмурить глаза, считая до трех, открыть их и посмотреть вдаль, считая до пяти. Повторить 4 - 5 раз.
  3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 - 5 раз.
  4. Смотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перевести взгляд вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
  5. Исходное положение - сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, затем руки опустить. Повторить 4 - 5 раз.

Комплекс упражнений для учащихся 5-11 классов:

  1. Сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке стола, - выдох. Повторить 5 - 6 раз.
  2. Сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5 - 6 раз.
  3. Сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Затем проделать то же самое влево. Повторить 5 - 6 раз.
  4. Сидя. Делать круговые движения глазами сначала вправо, затем - влево. Повторить 5 - 6 раз.
  5. Сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Вдох. Следить за руками, не поднимая головы. Руки опустить. Выдох. Повторить 4 - 5 раз.
  6. Сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2 - 3 секунды, затем перевести взгляд на кончик носа на 3 - 5 секунд. Повторить 6 - 8 раз.
  7. Сидя, закрыв глаза. В течение 30 секунд массировать веки кончиками указательных пальцев.

Еще раз следует подчеркнуть, что и в домашних условиях однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, не должны быть длительными. Поэтому важно своевременно переключить детей на более активный и менее напряженный для зрения вид деятельности. В случае же продолжения однообразных занятий родители должны прерывать их каждые 10—15 минут для отдыха. Следует предоставить детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, а для расслабления аккомодации подойти к окну и посмотреть вдаль.

Чтобы не допускать зрительного утомления, книгу нужно положить на подставку на расстоянии 35 сантиметров от глаз. Настольная лампа с галогеновым светильником, как правило, ставится слева. Сочетание дневного и искусственного светы вреда не принесет.

 

свернуть

ПАМЯТКА ПО ТЕПЛОБЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

развернуть

 

 

 В настоящее время, человеку с его потребностями и техническим развитием невозможно обойтись без тепловой энергии. Тепловая энергия используется как на производстве, так и в быту.  Это отопление, вентиляция, горячее водоснабжение, а также технологические нужды. Однако неправильное использование тепловой энергии и не соблюдение правил техники безопасности при этом может привести к тяжелым последствиям, а также нанести непоправимый вред здоровью человека.

Особую осторожность необходимо соблюдать в местах прокладки трубопроводов тепловых сетей.

Строго запрещается разрушать и снимать ограждения, предупредительные плакаты, знаки безопасности; перелазить за ограждения, становиться на барьеры, площадки, конструкции и перекрытия, не предназначенные для прохода и не имеющие специального ограждения и поручней. Для предотвращения опасной ситуации не следует   ходить по трубопроводам тепловых сетей при надземной прокладке.

Запрещается соприкасаться с участками трубопроводов с поврежденной тепловой изоляцией, а также разрушать ее, так как человек может получить термический ожог из-за высокой температуры теплоносителя.

Помните, что нельзя играть вблизи мест проведения   ремонтных работ и испытаний на трубопроводах тепловых сетей, а также в местах проведения раскопок или прокладки новых теплотрасс. Передвигаться в таких случаях следует в местах, оборудованных специальными трапами и эстакадами.

Посторонним лицам запрещается находиться в непосредственной близости от фланцевых соединений, запорной и регулирующей арматуры, трубопроводов пара и горячей воды, а также открывать и закрывать арматуру на трубопроводах.

Следует помнить, что нельзя спускаться в подземные сооружения, котлованы, траншеи, подвалы, тепловые камеры и тепловые пункты жилых домов и зданий. Запрещается ломать замки и двери в тепловых пунктах. При обнаружении открытого теплового пункта или подвала, запрещается заходить в него, разрушать тепловую изоляцию, измерительные приборы и средства автоматики, а также трогать запорную и регулирующую арматуру.

Лица, виновные в причинении умышленных повреждений оборудования, привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом Республики Беларусь административных правонарушений и Процессуально-исполнительного Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

При обнаружении промоин, осадки грунта в местах проведения раскопок, испытаний и ремонтных работ трубопроводов тепловых сетей, а также открытых люков, тепловых пунктов или поврежденных замков и дверей в них, следует сообщить об этом в ближайшую жилищно-эксплуатационную службу.

Тепловая энергия таит в себе опасность, с ней надо обращаться аккуратно.  

свернуть