Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в период сдачи экзаменов

Учащимся! Экспресс

развернуть

 Что делать, если что-то пошло не так во время сдачи экзамена?

Итак, вы еще раз уточнили дату и время экзамена, его продолжительность, место проведения, рассчитали время, которое потребуется, чтобы туда добраться. Обязательно закладывайте время на плановые потери — например, ожидание транспорта.

Рассчитайте время так, чтобы приехать на экзамен заранее, во избежание дополнительного стресса. Экзамен проводится строго по расписанию. Опоздавших, как правило, не допускают к сдаче, но даже если и допустят, то времени на экзамен может не хватить.

Заранее составьте список того, что необходимо ко дню экзамена, и с вечера приготовьте все, чтобы с утра не суетиться и не волноваться. Это касается как списка предметов, которые понадобятся на экзамене и разрешены Министерством образования Республики Беларусь, так и одежды, в которой Вы пойдёте на экзамен. Уточните, что разрешается брать с собой: на некоторые экзамены можно брать непрограммируемый калькулятор, линейку, транспортир и т. д.

Необходимо обязательно приготовить с собой бутылку простой воды: не газированную воду, не сладкие напитки, а чистую воду. И во время экзамена периодически пить по паре глотков, чтобы не допустить обезвоживания организма. Положите с собой шоколад или другой перекус. Если нужно, захватите лекарства.

Обратите внимание на прогноз погоды — не только для выбора подходящей одежды, но и за-за возможных неожиданностей, связанных с погодой и местом проведения экзамена. Нам встречались истории о невыносимой жаре в помещениях и растаявших плитках шоколада на столе. Обидно забыть зонт и после пробежки под проливным дождем сидеть в аудитории и дрожать от холода.

 

Чек-лист ко дню экзамена

Проверить дату, время и продолжительность экзамена.

Проверить место проведения и рассчитать время с запасом.

Проверить прогноз погоды и подготовить одежду на экзамен.

Выяснить, что можно и чего нельзя приносить на экзамен.

Взять предметы, которые можно приносить (калькулятор, линейку, транспортир).

Взять новые ручки (проверить, хорошо ли пишут).

Взять паспорт.

Взять бутылку воды и шоколадку, перекус.

Взять лекарства (заранее написать, какие конкретно).

Надеть наручные часы.

 

Родителям кажется что накануне ответственного события ребёнка надо как следует успокоить, и они из лучших побуждений предлагают воспользоваться соответствующими лекарственными препаратами. Все это понятно, особенно с учетом собственного нервного напряжения. Есть так называемая программа-минимум, когда родители пытаютмя «кормить» успокоительными ребёнка на ночь, чтобы он хорошо выспался, а есть программа-максимум, когда родители всей души пытаются накачать ребёнка седативными препаратами прямо с утра перед экзаменом. Всегда надо учитывать рекомендации лечащего врача и помнить, что от успокоительных средств чаще всего возникает сонливость и заторможенность, подростку будет тяжело сконцентрироваться для решения даже простых заданий.

Однако «якорь» на спокойствие не просто можно, но и нужно создавать. Причем не только ребёнку, но и себе. Если мы говорим про лекарство, то лучше использовать проверенные витамины или то, что рекомендовал врач.

И наконец наступает день экзамена. Встаем немного раньше, чтобы был запас времени на непредвиденные события.

Нелишним будет поставить несколько будильников. И организуем обычное утро! С завтраком, к которому привыкли, с традиционными сборами, с проверкой по списку, все ли необходимое взято. Отправляемся на экзамен.

По дороге многим помогает отвлечься и успокоиться болтовня с друзьями, и тогда на экзамен собираются и едут компаниями. Кто-то слушает любимую музыку, для некоторых крутить в руке, пробегать глазами, просматривать опорный конспект по предмету — тоже подходящая настройка.

Воспользуйтесь приемами, направленными на повышение эмоциональной устойчивости, которые можно использовать в любое время: как перед началом экзамена, так и во время его проведения.

Эмоциональная готовность к экзамену — это то, что защищает нас от «глупых» ошибок: не по незнанию или неумению, а от того, что сильно нервничаем и переживаем.

Экспресс-приемы повышения эмоциональной устойчивости:

Резко поверните голову вправо — это активизирует лево-полушарные процессы, которые отвечают за рассудительность, здравомыслие, логику.

Медленное дыхание — считайте до 12: на счёт 1–4 — долгий вдох, как будто вы собираетесь нырнуть, на счёт 5–8 — долгий выдох, на счёт 9–12 — задержка дыхания, повторите три-четыре раза. В результате мозг наполнится кислородом, нервы успокоятся, разум активизируется.

Если вы  слишком взволнованны и даже не можете вдохнуть на 4 счёта, попробуйте просто вдыхать на счёт 1-2 и выдыхать, считая от 1 до 4. Главное, чтобы ваш выдох был в полтора-два раза длиннее вдоха.

Быстро-быстро поморгайте, а потом закройте и расслабьте глаза; повторите несколько раз.

Переключите внимание: выберите взглядом любой предмет, который находится в вашем поле зрения, мысленно скажите, что это такое, назовите пять свойств этого предмета, любых, которые придут в голову, и произнесите про себя, зачем он нужен. Например, линейка; свойства: твердая, пластмассовая, прозрачная, прямая, плоская; нужна для измерения расстояний.

Вот позади этап проверки, рассадка и оргмомент. Вы получили задания. Настало время действовать. Вспоминаем нашу памятку, просматриваем задания, определяем, за что возьмёмся в первую очередь, и приступаем.

В общем, выполняем задания в штатном режиме и в соответствии с инструкциями. Регулярно делаем несколько глотков чистой воды из нашей бутылки. И не успеваем оглянуться, как экзамен заканчивается. Если мы успели выполнить все задания, ура! Если не все, не расстраиваемся — количество выполненных заданий вполне может быть достаточным для высокой оценки.

Все хорошо, когда все хорошо. Но, к сожалению, на экзамене могут возникнуть разного рода нештатные ситуации, и лучше проработать их заранее, чтобы ребёнок понимал, как следует действовать в том или другом случае. Давайте их рассмотрим.

 

Стало плохо на экзамене

Это может произойти в двух случаях. Первый — эмоциональная реакция от стресса или паническая атака, второй — внезапно возникшее серьёзное недомогание. В первом случае обязательно выпить воды и спокойно ритмично подышать несколько минут (вдох на счет 1-2, выдох на счет 1–4). Состояние должно нормализоваться. Если оно не проходит, становится хуже или уже понятно, что невозможно справиться с болью или дурнотой, ребёнку необходимо поднять руку и сказать, что ему плохо. Его отведут в медпункт и окажут первую помощь. Если после этого легче не станет, можно уйти с экзамена и пересдать его в резервный день. И не надо бояться, что сроки получения результатов сместятся из-за переноса экзамена. Резервные даты стоят практически сразу за основными.

 

Упала ручка или часть работы

На экзамене запрещено опускать руки под парту или поднимать что-то с пола. Поэтому про ручку забываем и пишем другой (вот почему понадобится несколько ручек на экзамене), а если они закончились, поднимаем руку и просим ручку у организатора.

 

Надо в туалет

По правилам выйти можно неограниченное количество раз. Другое дело, что, если делать это слишком часто, на работу останется меньше времени, ну и в списывании могут заподозрить. Но это не повод терпеть, когда невмоготу.

 

Зовут или отвлекают другие ребята

На это просто не стоит реагировать. На экзамене запрещено раз говаривать с другими участниками. Если вообще не дают сосредоточиться, то следует поднять руку и подозвать организаторов.

 

Выводы

Создайте дома спокойную обстановку, особенно накануне и в день экзамена.

Накануне экзамена организуйте день как обычно, но как бы вполсилы. Просмотрите памятку проведения экзамена и сделайте упражнения для снятия стресса.

Накануне экзамена проверьте дату, время, место, продолжительность экзамена и соберите по списку все необходимое. Рассчитайте дорогу до пункта проведения экзамена так, чтобы приехать заранее.

Спокойно реагируйте на любые ситуации, возникающие на экзамене. Что бы ни произошло, все очень скоро останется позади.

Успехов!

 

 

свернуть

Учащимся! Рекомендации педагога-психолога по подготовке к экзаменам

развернуть
  1. Делайте перерывы. Это поможет вам расслабиться и разложить новую информацию по полочкам.
  2. Выключите телефон, не заходите в социальные сети, не приближайтесь к телевизору. Если не можете справиться с искушением, почитайте о том, как бороться с отвлекающими факторами.
  3. Высыпайтесь.
  4. Не забывайте о еде: это даст дополнительные силы вашему организму. Однако переедать не стоит. Обычно после излишне плотного обеда начинает клонить в сон, и учиться совсем не хочется.
  5. Избегайте стрессовых ситуаций и негатива от других людей. Атмосфера во время занятий должна быть максимально благоприятной.
  6. Не слишком полагайтесь на шпаргалки и возможность списать. А если вы не умеете хорошо списывать (согласитесь, это тоже нужно уметь), не стоит даже начинать.
  7. Обустройте место для занятий: светлое, комфортное, со всеми необходимыми материалами под рукой. Кровать не самый подходящий вариант: велика вероятность заснуть на скучной теме.
  8. Делайте маркированные списки: их легче запоминать.
  9. Отвлечься и размять затёкшие за время длительного сидения мышцы помогут занятия спортом. Кроме того, во время бега, езды на велосипеде или подобной физической активности можно не спеша поразмышлять над сложными вопросами.
  10. Если чувствуете, что не настроены на учёбу, начните с темы, которая кажется вам наиболее интересной. Это поможет войти в колею.
  11. Ходите вечером на прогулки. Во время подготовки нервы обычно на взводе, поэтому нужно немного расслабляться.
  12. Составьте чёткий план подготовки.

 

свернуть

Родителям! Рекомендации по психологической поддержке ребенка накануне экзаменов

развернуть

 

Психологическая помощь

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов, транслируя ему собственное состояние. Это могут быть фразы типа: «Я боюсь за тебя на экзамене, у меня на душе неспокойно» и пр. Ребенку всегда передается волнение родителей. Сами взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, а вот ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться». Тревожность - это естественное, обычное состояние человека в сложной, незна­комой ситуации, и испытывают его абсолютно все люди. Нет человека, который бы не волновался перед экзаменом или перед принятием какого-нибудь ответ­ственного решения. Но когда волнение слишком сильное, оно мешает во время экзамена сконцентрироваться, сосредоточиться на материале, повышает агрессию и формирует общий негативный эмоциональный фон, который может привести к состоянию ступора и, как следствие, к низкому результату тестирования. Роди­телям следует взять себя в руки, стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, рассказать, как можно снизить тревожность и активизировать свои действия на экзаменах.

К выпускному классу у учеников вырабатываются стереотипы работы. Ребе­нок много раз отвечал устно и письменно, ситуация проверки знаний для него не является новой. Определенное волнение может быть связано с новизной самой процедуры экзаменов, но оно достаточно легко нормализуется путем подробно­го рассказа о том, каким образом проходят экзамены, как заполняются бланки ответов.

Проблема заключается в том, что первые выпускные экзамены совпадают с периодом профессионального самоопределения, поступления в ВУЗ. В связи с этим у родителей возникает тревога по поводу количества баллов, которые ребенок получит на экзамене. Для того чтобы быть готовыми принять любой результат, родителям следует заранее вместе с ребенком продумать образова­тельные маршруты, связанные с вариантами дальнейшего обучения. Целесообразно выбрать несколько вузов с разным рейтингом популярности, но одина­ковыми или смежными факультетами, которые соответствуют выбранной профессии. Даже если не получится сразу поступить в желанный вуз, при хорошей успеваемости в дальнейшем можно рассмотреть вариант перевода. Такие возможности при условии хорошей успеваемости могут появиться в рамках одного вуза при переходе с платного отделения на бюджетное, если там появятся сво­бодные места.

Оказывайте своему ребенку психологическую поддержку. Она является важнейшим фактором, определяющим успешность ребенка в сдаче экза­менов.

Психологическая поддержка - это процесс, при котором взрослый сосредо­точивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепле­ния его самооценки, помогает ему поверить в свои способности, избежать ошибок, поддерживает в случаях неудач.

Чтобы научиться поддерживать ребенка, родителям придется изменить привычный стиль общения. Вместо того, чтобы обращать внимание на ошибки, взрос­лому необходимо сконцентрироваться на позитивной стороне его поступков, научиться понимать его переживания. Поддерживать ребенка - значит верить в него. Родители могут выражать веру в ребенка словами, например, «Зная тебя, я уверен, что ты задания по темам "..."на экзамене выполнишь хорошо», «Ты зна­ешь материал, это очень хорошо». Поддерживать можно с помощью совместных действий, физического соучастия, выражения лица, прикосновений: обнять, по­ложить руку на плечо и т. д.

Не стоит забывать, что ребенок нуждается в поддержке не только когда ему плохо, но и когда ему хорошо.

Существуют ложные способы, так называемые ловушки поддержки. Так, ти­пичными для родителей способами поддержки являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных для ребенка стан­дартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Излишняя суета, опека, тотальный контроль («Почему не начал готовиться? Сколько материала успел повторить? Почему занимаешься ерундой?») чаще всего вызывают раздражение и протест. Ребенок должен быть уверен, что взрослые, которые могут помочь, находятся рядом, но это не должно выглядеть как приготовление уроков в на­чальной школе, когда мама сидит локоть к локтю и следит за каждым движением руки. Излишнее усердие и тотальный контроль со стороны взрослых только ос­ложнят ситуацию. Сравнение с более успешными сверстниками (подчеркивание их успехов, положительных качеств: усидчивости, настойчивости, целеустремлен­ности и т. п.) или старшими братьями и сестрами, которые уже успешно прошли экзаменационные испытания, не приведет к возникновению желания стать лучше или «взять с него пример», но может создать конфликтную ситуацию в семье и в классе. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нор­мальному развитию личности.

Подлинная помощь взрослого должна основываться на поддержке способ­ностей, возможностей ребенка, его положительных сторон. Случается, что поведение обучающегося не нравится взрослому. Именно в такие моменты он должен предельно четко показать ребенку, что «Хотя я не одобряю твоего по­ведения, я по-прежнему тебя уважаю как личность». Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Но все-таки лучше научить подростка самого справлять­ся с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать». Главная цель развития самосознания ребенка заключается в том, чтобы он пере­шел от ожидания похвалы к адекватной самооценке.

Используя негативные оценки в духе «Ты мог бы сделать это лучше», «Я ожидала от тебя большего», мама считает, что стимулирует ребенка к получению наиболее высоких результатов. На самом деле такие упреки могут привести к вы­воду: «Какой смысл стараться? Все равно я ничего не могу. Я не смогу написать экзамен так, чтобы родители были удовлетворены результатом. Я сдаюсь». Даже если подросток не вполне успешно справляется с выполнением заданий, взрослый должен дать понять, что его чувства по отношению к ребенку не изменились. Полезными могут оказаться следующие высказывания: «На пробном экзамене ты получил низкое количество баллов, хотя рассчитывал на лучший результат, для тебя это было хорошим уроком», «Все мы люди, и все мы совершаем ошибки. В конце концов, исправляя свои ошибки, ты тоже учишься».

Используя такой стиль общения, взрослый сможет помочь ребенку обрести уверенность в себе. Вера в себя - это «прививка от неудачи и несчастья».

Центральное место в развитии уверенности ребенка в себе занимает вера в него взрослых. Родители часто сосредоточены на прошлых неудачах и исполь­зуют их против подростка. Это может породить у обучающегося ощущение бе­зысходности: «Нет никакой возможности учиться лучше и хорошо сдать экзамен, пусть меня считают плохим, отстающим».

Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:

  • забыть о прошлых неудачах ребенка;
  • помочь ему обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
  • помнить о прошлых удачах и возвращаться именно к ним, а не к ошибкам.

Психофизиологическая помощь

Родители могут оказать ребенку помощь, которая заключается в создании условий для эффективной подготовки к экзаменам, поддержки здоровья, поднятия общего тонуса организма, укрепления иммунитета.

  1. Наблюдайте за самочувствием ребенка, при первых признаках переутомления целесообразно сделать перерыв, сменить деятельность, отвлечься. Объясните подростку, что отдыхать, не дожидаясь усталости - лучшее средство от переутомления.
  2. Контролируйте режим подготовки к экзаменам, не допускайте перегрузок.
  3. В процессе разработки режима дня помните, что не стоит позволять ребенку заниматься по ночам. Заканчивать занятия необходимо не позже 22:00, перед сном нужно оставлять около часа для отдыха и переключения внимания. Здоровый сон должен быть длительностью не меньше восьми часов. Не стоит заниматься поздно вечером и непосредственно перед сном.
  4. Вместе с ребенком определите его биоритмы, «золотые часы», кто он: «жаворонок» или «сова». Если «жаворонок» - основная подготовка проводится днем, если «сова» - вечером. При этом сложные темы можно изучать в периоды наиболее высокой мозговой активности, а хорошо знакомые темы оставлять на периоды спада.
  5. Ребенку при подготовке к экзаменам оптимально выбрать режим занятий периодами по 1,5 ч (в режиме 40 мин + 40 мин) с получасовыми перерывами. Во время занятий можно использовать приемы переключения внимания, гимна­стику для глаз.
  6. Обратите внимание на питание ребенка, оно должно быть регулярным, не менее 5 раз в день, но есть перед сном не рекомендуется. Во время интенсивно­го умственного напряжения ребенку необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д., стимулируют работу головного мозга. Необходимо больше витаминов - овощей, фруктов, ягод (брусника, клюква, черника, черная смороди­на), лимонов и апельсинов.
  7. Важно, чтобы ребенок обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так напряжена. Привычка к употреблению успокаивающих или стимулирующих средств в дальнейшем может закрепиться и способствовать формированию зависимости от искусственного стимулирования нервной системы.
  8. Бесполезной будет попытка ребенка сосредоточиться на материале в ком­нате, в которой работает телевизор или радио. Если подросток хочет работать под музыку, то договоритесь, чтобы эта музыка была без слов и звучала в фоновом режиме.
  9. Дома у ребенка должно быть удобное место для занятий. Правильно ор­ганизованное рабочее место, достаточная освещенность, возможность уединить­ся, а также возможность при желании прилечь, расслабиться - необходимы для эффективной подготовки к экзаменам. Проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Помните: главное - снизить напряжение и тревожность ученика и обе­спечить ему необходимые условия для занятий.
  10. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен хорошо отдохнуть и как следует выспаться.

 

свернуть

Родителям! Как помочь ребёнку справиться с нервным напряжением и тревогой

развернуть

 

Подготовьте ребенка к возможным неудачам, признайте право на ошибку. Внушите ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей. Чувствительные, ранимые дети в случае неудачи испытывают тяжелые переживания (не оправдали доверия, ожиданий учителей и родителей и т. п.). Неудача для них равносильна личностному поражению, т. к. затрагивает самооценку. Такое отношение может быть связано как с врожденными особенностями (легко возбудимая, ранимая личность), так и с воспитанием. Подготовить ребенка к возможным неудачам, а также справиться с высокой тревожностью поможет следующий алгоритм действий:

  1. Спросить себя: «Что меня ожидает в самом худшем случае?»
  2. Примите это как неизбежное.
  3. Спокойно продумайте, как изменить ситуацию.

Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил вступительный экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не критикуйте, не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».

Каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись, – вдохнуть полной грудью и идти дальше.

Помогите своему ребенку справиться с нервным напряжением и тревогой 

перед экзаменом и во время него. Расскажите своему ребенку, что тревожность – естественное, обычное состояние человека в сложной, незнакомой ситуации, и испытывают его абсолютно все люди. Часто тревожность даже является полезной. Если человек начал волноваться, - это означает готовность организма активно действовать, и такие ощущения даже помогают отвечать на экзамене, выступать как можно лучше.

Известно, что одна из причин, мешающих тревожным людям результативно выступать, состоит в том, что они в большей степени сосредоточены не на конкретной деятельности, а на том, какие возможны последствия. Поэтому неэффективно ставить перед собой цель типа: «Я должен получить отличную оценку» или «Я должен ответить во что бы то ни стало». Лучше сформулировать ее конкретно: «Я должен доказать теорему Пифагора».

У тревожных учеников в период подготовки к экзаменам часто возникают опасения не успеть сделать все необходимое в срок, появляется, быть может, несвойственная ему в обычном состоянии суетливость, разбросанность, многократные проигрывания в уме предстоящих событий с неблагоприятным исходом и размышления о негативных последствиях этого исхода. Появляется напряженность, усиливается раздражительность, ухудшаются взаимоотношения с окружающими, портится сон, нередко дают о себе знать ранее перенесенные заболевания. Все труднее становится заставить себя спокойно работать, планомерно и продуманно готовиться к предстоящему экзамену. Даже если это удается, продуктивность труда оказывается намного меньше, чем того требует дело, или даже намного меньше продуктивности труда в обычных, рядовых условиях. Человек хватается за десятки дел, не доводя ни одного до конца.

После окончания школы, напряженных выпускных и вступительных экзаменов, старшекласснику необходим полноценный отдых. Чувство усталости и опустошенности настигает всех выпускников: и безалаберных (с точки зрения взрослых), и ответственных (эти дети особенно подвергаются опасности истощения). Пусть школьник заранее знает, что его ждет отдых после напряженных трудов, независимо от того, к каким результатам приведут его усилия. Любой человек должен уметь концентрироваться на тех задачах, которые стоят сейчас, но еще никому не повредило ощущение, что «сейчас надо напрячь все силы, но потом я смогу отдохнуть и расслабиться».

 

свернуть

Педагогам! Роль педагога в подготовке учащихся  к централизованному тестированию

развернуть

 

В процессе обучения и при сдаче экзаменов большую роль играет, во-первых, знание или, точнее, понимание того, что надо делать, и, во-вторых, умение это делать. Поэтому учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения, ведь не зря говорят, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу». Такие тренировки по выполнению тестовых заданий учащимися позволят реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик во время экзамена практически не будет тратить время на выполнение инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. Важно репетировать еще и потому, что в психологии известен такой факт: если запоминание информации и ее воспроизведение происходят в сходных условиях, то воспроизведение будет более успешным.

Преподаватели обычно объясняют провал на экзамене низким уровнем знаний сдающего. Да, хорошее знание материала необходимо для успеха, но это знание нужно еще и продемонстрировать, причем именно тогда, когда нужно. Беспокойство и тревога в ситуации экзамена могут быть еще большими врагами, чем не самое блестящее знание предмета. Уверенность в себе — это слишком серьезная вещь, которую при всем желании уже невозможно сформировать в оставшееся до экзамена время. Для развития у учащихся уверенности в себе могут проводиться длительные психологические тренинги и специальные консультации для родителей. В Ваших возможностях научить ученика справиться с излишним волнением при подготовке к сдаче экзаменов. Как это можно сделать?

  1. Если накануне экзамена ученик постоянно думает и говорит о провале, посоветуйте ему постараться не думать о плохом. Конечно, это будет трудно. Опишите ему картину будущего легкого и удачного ответа. Пусть он почаще и сам воображает себе образ «желаемого будущего» во всех подробностях — как он, волнуясь, входит в класс, садится на место. И тут страх пропадает, все мысли ясные, ответы четко представляются уверенному в себе человеку. Расскажите учащимся, как Вы оцениваете их мысли о возможном провале — они не только мешают готовиться к экзамену, создавая постоянное напряжение, но и разрешают ученику готовиться «спустя рукава», ведь все равно впереди ждет неудача.
  2. Если волнение все же не покидает выпускника, то предложите ему прием, называемый «доведение до абсурда». Главная задача — как можно сильнее напугать себя. Хорошо заниматься этим упражнением вдвоем — напугайте друг друга посильнее. Этот прием обязательно приведет Вас обоих к мысли, что бояться на самом деле нечего и не все так ужасно. Кстати, если старшеклассник поражает Вас каменным спокойствием — это не так уж и хорошо. Отсутствие некоторого волнения на экзамене часто мешает хорошим ответам.
  3. Если учащийся заранее рассматривает экзаменаторов как своих врагов, ничего хорошего из этого не выйдет. Поговорите с пессимистом, объясните ему, что все преподаватели тоже сдавали экзамены и помнят свои ощущения. Даже если экзаменатор кажется хмурым и неприветливым — возможно, он просто демонстрирует свою строгость, объективность и беспристрастность.
  4. А помните ли Вы, как учили материал к экзаменам? Пользовались ли Вы какими-то интересными приемами усвоения знаний? Если Вы знаете такие секреты, обязательно поделитесь ими со своими учениками. Неплохо поспрашивать и знакомых, и учителей, работающих с Вами в рамках методического объединения. Возможно, Вам удастся создать для Ваших выпускников своеобразную «копилку» приемов усвоения знаний.
  5. Используйте при подготовки такой приём, как работу с опорными конспектами. Опорный конспект — это не переписанный бисерным почерком фрагмент учебника, это всегда схема материала. Разработайте вместе с учащимися систему условных обозначений и не жалейте времени на оформление конспекта — на большом листе, на доске. Старшеклассники хорошо усваивают содержание материала через такую простую и приятную для них деятельность.
  6. Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память. Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения и аутогенная тренировка. Для начала освойте эти упражнения сами (они Вам тоже не помешают), а затем позанимайтесь с учащимися. Включайте эти упражнения в структуру урока, используйте их для настроя класса перед контрольными работами.

Ритмичное четырехфазное дыхание

  • Для выполнения этого упражнения достаточно удобно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки на колени. Первая фаза (4-6 сек.). Глубокий вдох через нос. Медленно поднимите руки вверх до уровня груди ладонями вперед. Сосредоточьте свое внимание в центре ладоней и почувствуйте сконцентрированное тепло (ощущение «горячей монетки»).
  • Вторая фаза (2-3 сек.). Задержка дыхания.
  • Третья фаза (4-6 сек.). Сильный глубокий выдох через рот. Выдыхая, нарисуйте перед собой в воздухе вертикальные волны прямыми руками (на экзамене лучше заменить это упражнение модификацией без размахивания руками).
  • Четвертая фаза (2-3 сек.). Задержка дыхания. Дышите таким образом не более 2-3-х минут. Аутогенная тренировка (3-5 минут)
  • Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточьтесь на формуле «Я спокоен». Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение, позвольте им проплывать подобно облакам в небе.
  • Мысленно повторите 5-6 раз «Правая рука тяжелая».
  • Затем повторите исходную формулу «Я спокоен».
  • Затем снова 5-6 раз произнесите формулу «Левая рука тяжелая».
  • Снова повторите мысленно «Я спокоен. Я готов, я собран, я уверен в успехе!».
  • Для того, чтобы привести тело в исходное состояние, сожмите кисти в кулаки и откройте глаза, сделав глубокий вдох и выдох.

 

свернуть

Педагогам! РЕКОМЕНДАЦИИ. В помощь педагогу для работы с учащимися выпускного класса

развернуть

 

  • Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки;
  • помогайте подростку поверить в себя и свои способности;
  • помогайте избежать ошибок;
  • поддерживайте выпускника при неудачах;
  • подробно расскажите выпускникам, как будет проходить процедура сдачи экзаменов и ЦТ , чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру;
  • приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку;
  • учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников (природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности) и их личностные качества.

Помните!

Ø Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной лишь в том случае, если они станут союзниками.

Ø Классному руководителю важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать обстановку взаимной поддержки и общности интересов.

Ø Любой родитель в любое время должен быть встречен доброжелательно, с уважением и вниманием, получить ответы на все волнующие вопросы.

Ø Создание классным руководителем атмосферы сотрудничества между взрослыми и детьми, формирование коллектива как единого целого, организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей будет способствовать не только подготовке выпускников к итоговой аттестации, но и воспитанию жизнеспособной личности, готовой к самореализации в современном цивилизованном мире.

Педагог-психолог    Ю.И. Полячок

свернуть