Отдел по образованию Ивацевичского райисполкома
Государственное учреждение образования
ПОЛОЖЕНИЕ
о реализации проекта «Зелёные школы»
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
формирование высокой экологической культуры учащихся, повышение их социальной активности в решении вопросов охраны окружающей среды;
повышение уровня экологического образования учащихся;
формирование экологически ориентированного поведения учащихся в отношении решения вопросов устойчивого развития через приобретение практических навыков;
внедрение в практику работы учреждений образования мероприятий по сохранению биоразнообразия, энергосбережению, водосбережению, обращению с отходами;
информирование учащихся, педагогических работников, законных представителей несовершеннолетних учащихся по вопросам сохранения биоразнообразия, экономии водных ресурсов и энергии, обращения с отходами, экологически грамотного потребления товаров и услуг;
интеграция учреждений общего среднего образования в международную сеть «Зеленых школ»;
развитие сотрудничества между учреждениями образования, между учреждениями образования и территориальными органами природных ресурсов и охраны окружающей среды, между учреждениями образования и местным населением;
Организацию и контроль за реализацией проекта «Зеленые школы» осуществляют отделы (управления) образования, инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды местных исполнительных и распорядительных органов.
ГЛАВА 2
КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ ПРОЕКТА «ЗЕЛЕНЫЕ ШКОЛЫ»
Персональный состав Координационного совета утверждается Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Из числа членов Координационного совета избирается председатель и секретарь сроком на один год.
ГЛАВА 3
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ЗЕЛЕНЫЕ ШКОЛЫ»
биоразнообразие – изучение видового разнообразия растений и животных природного окружения учреждения образования и способов его увеличения;
энергосбережение – изучение структуры энергопотребления дома и в учреждении образования и способов его сокращения;
водосбережение – изучение направлений использования воды в учреждении образования и дома и способов сокращения ее использования;
обращение с отходами – анализ источников образования отходов, определение способов их минимизации, переработки и вторичного использования;
информационно-экологические мероприятия – акции, выставки, конкурсы, экологические инициативы, экологическое просвещение для местного населения.
ГЛАВА 4
ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ СТАТУСА «ЗЕЛЁНАЯ ШКОЛА»
первой степени – выполнено 90 процентов заданий (не менее трёх заданий из каждого направления);
второй степени – выполнено 60 процентов заданий (не менее двух заданий из каждого направления);
третьей степени – выполнено 30 процентов заданий (не менее одного задания из каждого направления).
ГЛАВА 5
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
ГЛАВА 6
ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТА
Приложение 1
В Координационный совет проекта «Зелёные школы» будут входить представители следующих организаций:
Каждой из выше перечисленных организаций необходимо назначить своего представителя в Координационный совет проекта «Зелёные школы».
Приложение 2
Список заданий на получение статуса «Зеленая школа»
|
Содержание задания |
Оцениваемый результат |
||||||
Раздел 1. «Биоразнообразие» |
||||||||
1.1
|
Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования) |
Создана и размещена в школе картосхема пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования), на которой обозначено минимум одно местонахождение не менее 10 видов травянистых растений. Рядом с картосхемой размещены изображения каждого вида травянистых растений (каждое формата не менее А5), нанесенных на картосхему. На сайте учреждения образования может быть размещена картосхема территории с постепенным заполнением на ней результатов выполнения заданий. Информация о биоразнообразии дикорастущих травянистых растений занесена в он-лайн базу данных florafauna.by (не менее 10 видов). Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется |
||||||
1.2
|
Изучить изменчивость видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования), используя квадратную рамку со стороной в 1 м |
Произведен количественный и качественный анализ растений, произрастающих в различных условиях на пришкольной территории (или на территории природного окружения учреждения образования ), не менее 4-х площадок в различных условиях (в том числе с постоянным антропогенным воздействием). На сайте учреждения образования размещена информация (отчет) о результатах изучения разнообразия травянистых растений, произрастающих в различных условиях. При повторном выполнении задания информация обновляется |
||||||
1.3
|
Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования) |
На картосхеме пришкольной территории (или территории природного окружения местонахождение всех аборигенных видов деревьев и кустарников. Рядом с картосхемой размещены изображения каждого вида деревьев и кустарников (каждое формата не менее А5), нанесенных на картосхему. На сайте учреждения образования размещена информация (отчёт) о результатах изучения разнообразия деревьев и кустарников. Информация о разнообразии деревьев и кустарников занесена в в он-лайн базу данных florafauna.by (не менее 10 видов). Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется |
||||||
1.4
|
Изучить разнообразие птиц на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования) |
На картосхеме пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования) обозначены места наблюдения не менее 10 видов птиц. Рядом с картосхемой размещены изображения каждого вида птиц (каждое формата не менее А5), нанесенных на картосхему. На сайте учреждения образования размещена информация о разнообразии птиц пришкольной территории. Составлен отчет об участии в национальной акции «Осенние наблюдения за птицами» Информация о разнообразии птиц занесена в он-лайн базу данных florafauna.by (не менее 10 видов). Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется. |
||||||
1.5
|
Изучить разнообразие наземных насекомых на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования ) |
На картосхеме пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования) обозначены места наблюдения не менее 10 видов наземных насекомых. Рядом с картосхемой размещены изображения каждого вида насекомых (каждое формата не менее А5), из нанесенных на картосхему. На сайте учреждения образования размещена информация о разнообразии наземных насекомых на пришкольной территории. Информация о разнообразии наземных насекомых занесена в он-лайн базу данных florafauna.by (не менее 10 видов). Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется |
||||||
1.6
|
Провести анализ ситуации по биоразнообразию на пришкольной территории или территории природного окружения учреждения образования, и разработать план действий на три года по увеличению биоразнообразия пришкольной территории |
Составлен план действий на три года по увеличению биоразнообразия на пришкольной территории. План согласован с администрацией учреждения образования и размещен на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно представляются результаты мониторинга успешности природоохранных действий, анализ новой ситуации. |
||||||
1.7
|
Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц |
Составлен отчет о количестве и разнообразии птиц, прилетающих на кормушки. Отчёт и фотографии птиц на кормушках размещены на сайте учреждения образования. Информация о разнообразии птиц занесена в он-лайн базу данных florafauna.by. Составлен отчет об участии в национальной акции «Зимние учеты птиц». Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется. |
||||||
1.8
|
Создать и разместить на пришкольной территории или территории природного окружения учреждения образования, искусственные гнездовья для птиц, убежища для летучих мышей. |
Составлен отчет о количестве изготовленных гнездовий, убежищ, их размещение отмечено на картосхеме пришкольной территории. Отчёт и фотографии размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется. |
||||||
1.9
|
Создать и разместить на пришкольной территории или территории природного окружения учреждения образования, убежища для беспозвоночных животных |
Составлен отчет о количестве изготовленных убежищ, их размещение отмечено на картосхеме пришкольной территории. Отчёт и фотографии размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется. |
||||||
1.10
|
Создать и размесить на пришкольной территории или территории природного окружения учреждения образования, «Клумбу для бабочек». |
Создана «Клумба для бабочек» площадью не менее 4-х метров квадратных. Местонахождение клумбы отмечено на картосхеме пришкольной территории. Фотографии клумбы, бабочек и других насекомых на ней размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется. |
||||||
1.11
|
Создать пруд, заселить его растениями. При наличии старого пруда – провести изучение его состояния, при необходимости принять меры по увеличению его биоразнообразия. |
Создан пруд. На картосхеме пришкольной территории отмечено местонахождение пруда. Фотографии пруда размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. |
||||||
1.12
|
Организовать посадку местных видов деревьев и кустарников, создать на пришкольной территории «дикий луг» с целью увеличения разнообразия птиц и насекомых. |
Составлен список видов, посаженных деревьев и кустарников, с указанием их количества. Создан «дикий луг» площадью не меньше 25 метров квадратных и фотографии размещены на сайте учреждения образования. Его расположение отмечено на картосхеме пришкольного участка. Фотографии «дикого луга» размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. |
||||||
1.13
|
Посетить и собрать информацию о ближайшей к учебному заведению особо охраняемой природной территории (заказник, заповедник, национальный парк, памятник природы, если это территория, а не охраняемый объект) |
Оформлена картосхема ООПТ в виде стенда в холле или другом общедоступном месте в школе с кратким описанием уникальности территории, почему она охраняется государством. Рядом с картосхемой размещены изображения видов диких животных и дикорастущих растений, включенных в Красную книгу Республики Беларусь, места обитания и места произрастания которых расположены на ООПТ (каждое формата не менее А5). Указана дата выполнения задания и участники. |
||||||
Раздел 2. «Энергосбережение» |
||||||||
2.1
|
Провести изучение потребления электроэнергии в школе |
Составлен отчет по результатам изучения. На схематическом плане здания школы, размещенном в общедоступном месте, указаны основные приборы, потребляющие электроэнергию, их мощность, режим работы. На сайте учреждения образования и на стенде в общедоступном месте размещена информация о потреблении электроэнергии в школе. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется. |
||||||
2.2
|
Провести изучение расходования тепла в школе |
Подготовлен анализ расходования тепла в школе. На схематическом плане здания школы, размещенном в общедоступном месте, указаны места потерь тепла. На сайте учреждения образования и на стенде в общедоступном месте размещена информация о расходовании тепла в школе. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется. |
|
|||||
2.3
|
Провести анализ ситуации по эффективности использования энергии в школе и составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии в школе на год. |
Составлен план действий по сбережению электроэнергии и тепла в школе. План согласован с администрацией учреждения образования, вывешен в общедоступном месте в школе, доведен до сведения педагогов, хозяйственных служб, родителей, размещен на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно представляется анализ новой ситуации и план дальнейших действий. |
|
|||||
2.4
|
Выполнить план и провести мониторинг эффективности действий по энергосбережению в школе |
Составлен отчет о реализованных действиях по уменьшению энергопотребления в школе и их эффективности. Отчёт размещен на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно представляется анализ новой ситуации и план дальнейших действий. |
|
|||||
2.5
|
Провести изучение потребления электроэнергии и расходования тепла дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию энергии дома |
Образцы результатов изучения потребления электроэнергии и расходования тепла дома, разработанные памятки размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. |
|
|||||
Раздел 3. «Водосбережение»
|
||||
3.1 |
Провести изучение потребления воды в школе |
Составлен отчет по результатам изучения. На схематическом плане здания школы, размещенном в общедоступном месте, нанесена схема расположения приборов учета воды, указаны места потребления воды в школе, режим их работы. На сайте учреждения образования размещена информация о потреблении воды в школе. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется. |
||
3.2 |
Провести анализ ситуации по эффективности использования воды в школе и составить план действий по ее сбережению |
Составлен план действий по сбережению воды в школе на год. План согласован с администрацией учреждения образования, вывешен в общедоступном месте в школе, доведен до сведения, педагогов, хозяйственных служб, родителей, размещен на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. При повторном выполнении задания представляется анализ новой ситуации и план дальнейших действий. |
||
3.3 |
Выполнить план действий по рациональному использованию воды в школе, провести как минимум ежегодный мониторинг эффективности этих действий |
Составлен отчет о реализованных действиях по уменьшению потребления воды в школе и их результатах. Отчет размещен на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. |
||
3.4 |
Провести изучение потребления воды дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию воды и ее сбережению дома. |
Образцы результатов изучения потребления воды дома, разработанные памятки размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. |
||
Раздел 4. «Обращение с отходами» |
||||
4.1 |
Провести изучение состава образующихся в школе отходов и проанализировать источники их образования |
Составлен отчет по результатам изучения с указанием источников и состава отходов. Отчёт размещен на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. |
||
4.2 |
Разработать план действий по минимизации объемов образования отходов в школе, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья |
Составлен план действий по минимизации отходов в школе, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья на год. План согласован с администрацией учреждения образования, вывешен в общедоступном месте в школе, доведен до сведения педагогов, хозяйственных служб, родителей, размещен на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. При повторном выполнении задания представляется анализ новой ситуации и план дальнейших действий. |
||
4.3 |
Выполнить план действий на год по минимизации отходов в школе |
Составлен отчет о реализованных действиях по минимизации отходов в школе и их эффективности. Отчёт размещен на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. |
||
4.4 |
Создать на пришкольной территории приспособление для компостирования органических отходов (сорняки, листья и т.п.) |
Фотографии и описание приспособлений для компостирования размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. |
||
4.5 |
Провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче |
Образцы результатов изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях, разработанные памятки размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. |
||
Раздел 5 . «Качество атмосферного воздуха» |
||||
5.1 |
Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации) |
Составлен отчет по результатам изучения степени загрязнения атмосферного воздуха. Отчёт размещен на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники |
||
5.2 |
Определить степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации) |
Составлен отчет по результатам изучения. Отчёт размещен на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники. |
||
5.3 |
Оценить уровень загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспортных средств (по концентрации углерода) в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации) |
Составлен отчет об уровне загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспортных средств в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации). Отчёт размещен на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники. |
||
5.4 |
Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации) и разработать памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации) |
Определены основные причины загрязнения атмосферного воздуха. Разработаны памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации). Памятки размещены на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана датавыполнения задания и участники. |
||
5.5 |
Разработать план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования (иногоучреждения, организации) учащимися и сотрудниками учреждения образования(иного учреждения, организации). |
Составлен план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации). План согласован с администрацией учреждения образования (иного учреждения, организации), вывешен в общедоступном месте, доведен до сведения сотрудников, педагогов, хозяйственных служб, родителей, размещен на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). |
||
Раздел 6. «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом (экологические инициативы)» |
||||
6.1 |
Провести обследование состояния окружающей среды в населенном пункте (на его части) или на прилегающей местности (не реже одного раза в год). |
Результаты обследования и анализа экологической ситуации, размещены на сайте учреждения образования и могут служить основой для выполнения задания 5.5. Указана дата выполнения задания и участники. |
||
6.2 |
Подготовить и разместить в общедоступных местах для местного населения наглядный природоохранный информационный материал, созданный учащимися (не реже одного раза в год). |
Фотографии памяток, листовок, плакатов размещены на сайте учреждения образования. Указана дата |
||
6.3 |
Подготовить, организовать и провести информационные экологические мероприятия для местного населения: фестивали, выступления перед общественностью и др. (не реже одного раза в год). |
Фотоотчет о мероприятии, тезисы выступлений, краткий сценарий с указанием даты, места проведения, организаторов и количества участников размещены на сайте учреждения образования и на информационных стендах в школе. Статьи, тексты репортажей, интервью, видеозаписи дублируются на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. |
||
6.4 |
Провести практические экологические акции с привлечением местного населения и осветить их в СМИ (не реже одного раза в год). |
Акции освещены в средствах массовой информации: пресс-релизы, подготовленные школьниками (до и после акции), статьи в средствах массовой информации, ссылки на ТВ или радиорепортажи. Вся информация дублируется на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. |
||
6.5 |
Разработать с учащимися и выдвинуть природоохранные инициативы для администрации местного населенного пункта, района (не реже одного раза в год). |
Составлен отчет, содержащий анализ проблемы и причины обращения к администрации, сущность инициативы, время и регламент обращения, ответ или решение администрации. Отчет размещен на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. |
||
свернуть
Анкета-заявка учреждения образования
для участия в проекте «Зелёные школы»
1. Полное официальное название учреждения образования |
Государственное учреждение образования «Средняя школа №3 г. Ивацевичи» |
2. Ф.И.О. руководителя учреждения образования |
Кузьмин О.А. |
3. Почтовый адрес учреждения образования |
Брестская область, г.Ивацевичи, ул. Северная, д.2, 225295 |
4. Телефон (с кодом) |
(801645)9-13-90 |
5. Факс (с кодом) |
|
6. Адрес электронной почты, сайт учреждения образования |
sch3@rooivacevichi.gov.by |
7. Ф.И.О. педагогического работника, отвечающего в учреждении образования за работупо проекту «Зелёные школы» |
Николайчик Инна Ивановна |
8. Контактный телефон педагогического работника, отвечающего в учреждении образования за работупо проекту «Зелёные школы» |
+37533 642-70-37 |
9. Адрес электронной почты педагогического работника, отвечающего в учреждении образования за работупо проекту «Зелёные школы» |
nikolaychik.inna@mail.ru |
10. Общая численность педагогических работников в учреждении образования |
99 |
11. Общая численность учащихся в учреждении образования |
1 041 |
12. С какого времени предполагается в учреждении образования реализация проекта «Зелёные школы» |
Ноябрь 2019 |
13. Ведётся ли в школе факультативный курс «Дикая природа Беларуси» |
- |
14. Есть ли при школе школьное лесничество |
+ (в форме объединения по интересам) |
15. Есть ли в школе кружки, клубы экологической направленности |
Объединения по интересам: - Зеленые школы - Экошкола - Школьное лесничество - «Азбука школьника-цветовода» - «Социальная экология» |
16. Другие дополнительные сведения об учреждении образования, которые бы вы хотели сообщить |
- |
свернуть
Аддзел па адукацыі Івацэвіцкага райвыканкама
Дзяржаўная ўстанова адукацыі «Сярэдняя школа №3 г. Івацэвічы» |
Отдел по образованию Ивацевичского райисполкома
Государственное учреждение образования «Средняя школа №3 г. Ивацевичи» |
ЗАГАД |
ПРИКАЗ |
06.11.20219 № 304 |
|
г. Івацэвічы |
г. Ивацевичи |
Об организации участия в образовательном проекте «Зелёные школы»
На основании решения педагогического совета от 06.11.2019 №4
ПРИКАЗЫВАЮ:
С 06.11.2019
До 15.11.2019
До 13.11.2019
Постоянно
Постоянно
До 11.11.2019
До 11.11.2019
Директор школы О.А. Кузьмин
свернуть