Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

Берегите наше будущее – наших детей!

22.11.2023
развернуть

Служба экстренной помощи

28.11.2022
развернуть

«Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса по профилактике насилия»

22.11.2022
развернуть

22 ноября 2022 года на базе государственного учреждения образования «Средняя школа №4 г. Ивацевичи» состоялось заседание районного учебно-методического объединения педагогов-психологов «Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса по профилактике насилия». Педагог-психолог Житкевич Т.И. рассказала присутствующим о формах и методах информационно-просветительской работы со всеми участниками образовательного процесса, направленной на профилактику преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

свернуть

Памятка для родителей

развернуть

 

 

Будьте бдительны, старайтесь быть ближе к своим детям, владеть информацией о том, чем увлекается Ваш ребенок, с кем и как проводит свободное время.

Необходимо обращать внимание на резко изменившееся поведение ребенка, а именно если он:

  1. Ведет взрослые разговоры об интимной жизни;
  2. Приобретает вещи и предметы, которые ранее ему не могли позволить родители, законные представители (мобильные телефоны, планшеты и т.д.);
  3. Увеличивается количество общений по средствам мобильной связи и Интернета, с лицами, не являющимися его сверстниками;
  4. Появляются денежные средства, в том числе и на средствах мобильной связи от посторонних лиц, происхождение которых ребенок не может объяснить либо явно врет;
  5. Отказывается продолжать ходить на частные занятия, резко меняет свое отношение с положительного на негативное, в отношении лица которое проводило занятия, при этом не может объяснить причину своего поведения;
  6. Отказывается либо пытается избежать прохождения планового медицинского обследования;
  7. Старается больше времени проводить на улице, в кругу друзей, в общении со взрослыми становится замкнутыми;
  8. Боясь взрослых, о происходящем насилии рассказывает «про секреты» своим близким друзьям, жалуется на боли половых и внутренних органов.

В случае выявления фактов посягательства на половую неприкосновенность ребенка необходимо обратиться в органы внутренних дел. Не разглашение случившегося, замалчивание таких фактов взрослыми, ведет к безнаказанности преступника и дает ему возможность совершать аналогичные преступления в отношении иных несовершеннолетних.

свернуть

Общая характеристика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

развернуть

 

Проблема предотвращения всех видов насилия над детьми актуальна во всем мире. И особенно это касается сексуального насилия, относящегося к наиболее тяжелым психологическим травмам.

Несовершеннолетние жертвы сексуального насилия редко рассказывают о случившемся, даже став взрослыми. Однако последствия могут напоминать о себе еще очень долго.

Защита сексуальной неприкосновенности несовершеннолетних - сложная социально- правовая проблема. Ее решение невозможно без объединения усилий педагогов, психологов, правоохранительных органов и родителей.

Государственная власть, общественные организации, различные специалисты (юристы, криминологи, виктимологи, педагоги- психологи, педагоги социальные, учителя учреждений общего среднего образования и т. д.) достигают определенных результатов в этой сфере.

Итогом становится относительная стабильность в динамике насильственных сексуальных преступлений и даже некоторая тенденция к снижению их количества в последнее время, что объясняется ростом уровня профессионализма специалистов, совершенствованием национального законодательства, применением технологий общения с детьми и расследования совершенных преступлений.

Вместе с тем необходимо обратить внимание на проблему высокого уровня латентности преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, что связано как с поведением самой жертвы, так и со сложностями до» взывания сексуальных преступлений, которые становятся предметом судебных разбирательств крайне редко. Важно и то, что помимо непосредственно сексуального насилия появляются все новые и новые разновидности психологического и духовно- нравственного насилия над детьми с сексуальным подтекстом.

Данные методические рекомендации направлены на предотвращение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних. Нет совершенно верных способов защиты от потенциального сексуального насилия. Но существуют определенные тревожные знаки, которые следует знать, и определенные правила поведения, которых следует придерживаться для снижения угрозы насилия.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ

НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ

СВОБОДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

   

Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Республики Беларусь. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних обладают высокой степенью общественной опасности, в процессе их совершения происходит мощное деструктивное воздействие на потерпевших.

 К преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности относятся:

1) изнасилование (ст. 166 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК));

2) насильственные действия сексуального характера (ст. 167 УК);

3) половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 168 УК);

4) развратные действия (ст. 169 УК);

5) понуждение к действиям сексуального характера (ст. 170 УК);

6) использование занятия проституцией или создание условий для занятия проституцией (ст. 171 УК);

7) вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией (ст. 171-1 УК).

В Республике Беларусь принят ряд документов, направленных на предотвращение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетних.

Среди них:

  • Конституция Республики Беларусь;
  • Гражданский кодекс Республики Беларусь;
  • Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь;
  • Уголовный кодекс Республики Беларусь;
  • Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;
  • Закон Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи» от 1 июля 2010 г. № 153-3;
  • Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» от 4 января 2014 г. № 122-3;
  • Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31 мая 2003 г. № 200-3;
  • Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 19 ноября 1993 г. № 2570-ХП;
  • О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 25 октября 2000 г. № 440-3;
  • Закон Республики Беларусь «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений» от 9 января 2006 г.№ 94-3;
  • Закон Республики Беларусь «О порядке и условиях направления граждан в лечебно- трудовые профилактории и условиях нахождения в них» от 4 января 2010 г. № 104-3;
  • Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» от 22 мая 2000 г. № 395-3;
  • Декрет Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» от 24 ноября 2006 г. № 18 и др.

Нормативно-правовая база является основой профилактики насилия над детьми в Республике Беларусь.

Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей.

При этом под сексуальным насилием над ребенком понимается вовлечение ребенка в сексуальный контакт с взрослым в любой форме (сексуально окрашенные прикосновения, орально-генитальная стимуляция и т.п.). Даже при отсутствии угрозы или явного насилия все равно признается принудительным и незаконным, поскольку считается, что ребенок недостаточно зрел, чтобы предоставить информированное согласие на участие в сексуальном взаимодействии.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:

  1. не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;
  2. может не осознавать значение сексуальных действий в силу функциональной незрелости;
  3. не в состоянии в полной мере предвидеть все негативные для него последствия этих действий.

Разделяют контактный и неконтактный способ сексуального насилия в отношении детей.

   К контактному насилию специалистами относятся следующие действия:

  1. половой акт с ребенком, совершенный вагинальным, оральным или анальным способом;
  2. мануальный оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон тела ребенка;
  3. введение различных предметов во влагалище или анус;
  4. мастурбация обоюдная, со стороны ребенка и взрослого.

   К неконтактному сексуальному насилию ребенка относятся:

  1. демонстрация эротических и порнографических материалов;
  2. совершение полового акта в присутствии ребенка;
  3. демонстрация обнаженных гениталий, груди или ягодиц ребенку (эксгибиционизм);
  4. подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур (вуаеризм), принудительное раздевание ребенка.

На практике непросто отличить предвестники сексуального насилия от позитивного телесного контакта, который бывает совершенно необходим в общении с маленькими детьми. Различия между двумя ситуациями определяются намерениями взрослого человека (ситуация могла бы быть нормальной, если бы не было «задней» мысли, и ребенок должен это чувствовать), а также тем, имеет ли возможность ребенок свободно сказать: «Нет!».

Кроме того, следует сказать, что в обществе бытуют мифы, представляющие собой попытку, часто неосознанную, искажения причин и последствий сексуального насилия над несовершеннолетними.

Миф I. Сексуальное насилие совершается в основном над детьми подросткового возраста.

Это неверно.

Сексуальное насилие совершается над детьми любого возраста, причем самый уязвимый возраст — 9 лет.

Миф 2 Сексуальное насилие совершается только над девочками.

Девочки чаще становятся жертвами сексуального насилия. Но мальчики также подвергаются насилию со стороны взрослых. Чаще это случается вне родительского дома людьми, имеющими большой опыт совращения малолетних.

Миф 3 Сексуальное насилие случается только один раз.

Сексуальное насилие над детьми - это длительный процесс, в котором эксплуатируются близкие доверительные отношения между взрослым и ребенком.

Миф 4 Дети соблазняют взрослых.

Дети не обладают необходимыми знаниями и умениями для того, чтобы инициировать сексуальную активность. И любой взрослый осознает, что любые сексуальные действия по отношению к ребенку являются разрушительными для ребенка и наносят ему ущерб.

Миф 5 Только половой акт наносит ущерб ребенку.

Любое сексуальное насилие разрушительно для ребенка. Подвергаясь насилию со стороны взрослого, ребенок переживает, прежде всего, травму эмоционального характера, в которой разрушается его потребность в безопасности, возможность построения адекватных социальных, интеллектуальных и доверительных эмоциональных взаимоотношений. Взрослые перестают быть эталонами для подражания, что приводит в дальнейшем к трудностям в развитии ребенка. Дети, подвергшиеся насилию, испытывают стыд, чувство вины, тревогу, страхи, ощущение собственной незначимости, бессмысленности и бессилия.

Миф 6 Только мужчины совершают сексуальное насилие над детьми.

Можно говорить о ведущей роли мужчин в сексуальном насилии, но не следует отрицать участие женщин.

Миф 7 Сексуальное насилие совершается незнакомыми людьми.

Только небольшой процент сексуального насилия над детьми совершается вне стен дома. Насильниками могут выступать родственники (родители, дяди и тети, братья и сестры, дедушки и бабушки), хорошо знакомые ребенку люди (друзья родных, соседи, гувернеры, приходящие репетиторы, няни, различные помощники по дому).

Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:

  1. патриархально-авторитарный уклад;
  2. плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;
  3. конфликтные отношения между родителями;
  4. мать ребенка чрезмерно занята на работе;
  5. ребенок долгое время жил без родного отца;
  6. вместо родного отца отчим или сожитель матери;
  7. мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;
  8. родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
  9. родители (или один из них) имеют психические заболевания;
  10. мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т. п.

   Однако не стоит думать, что сексуальное насилие происходит только в неблагополучных семьях.

К лицам группы риска, склонным совершать сексуальные преступления, могут также относиться:

  1. лица, в семье которых имеются душевнобольные либо родители, страдающие алкоголизмом или наркоманией;
  2. подростки, воспитывающиеся без надзора, употребляющие алкоголь и наркотики;
  3. лица, совершавшие в детстве или в раннем подростковом возрасте сексуальные проступки;
  4. лица с аномалиями психики и педагогически запущенные дети;
  5. лица с проявлением гиперсексуальности, склонные к перверсным действиям;
  6. лица, совершавшие попытки самоубийства по сексуальным мотивам;
  7. лица, склонные к насильственным действиям, обнаруживающим некоторые сексуальные черты;
  8. лица, ранее привлекавшиеся к ответственности за правонарушения сексуального характера.
свернуть

Признаки сексуального насилия у детей и подростков

развернуть

Физические признаки:

Оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице, губах, в ротовой полости, кроме этого, может быть отказ от еды (анорексия) или наоборот - переедание (булимия).

Анальные симптомы: повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры.

Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.

Кроме этого, признаками сексуального насилия над ребенком являются:

  1. порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;
  2. гематомы (синяки) в области половых органов;
  3. кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов;
  4. гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;
  5. боль в нижней части живота;
  6. повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
  7. болезни, передающиеся половым путем;
  8. беременность.

Изменения в поведении:

Изменения в выражении сексуальности ребенка:

  1. чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;
  2. поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;
  3. соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;
  4. сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);
  5. необычная сексуальная активность: сексуальное использованием младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), отирание половых органов о тело взрослого.

Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка:

  1. замкнутость, изоляция, уход в себя;
  2. депрессивность, грустное настроение;
  3. отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;
  4. частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);
  5. истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;
  6. трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
  7. отчуждение от братьев и сестер;
  8. терроризирование младших и детей своего возраста;
  9. жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
  10. амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).

Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:

  1. неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
  2. резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);
  3. прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения, посещения учреждения дополнительного образования, спортивной секции;
  4. принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
  5. отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

Изменения самосознания ребенка:

  1. падение самооценки;
  2. мысли о самоубийстве, попытки самоубийства. Появление невротических и психосоматических симптомов;
  3. боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;
  4. боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье — трусики во время медицинского осмотра).

Конечно, выявив у ребенка какой-либо из этих признаков, не стоит сразу подозревать насилие, но, если они присутствуют в комплексе, на такого ребенка стоит обратить внимание и деликатно расспросить его о том, что происходит в его жизни. Если же ваши опасения подтвердились, то необходимо сразу же сообщить о преступлении в органы внутренних дел, а ребенку должна быть оказана профессиональная психологическая, медицинская и иная помощь.

Если же помощь не оказана вовремя, ребенок остается один на один со своей проблемой. Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, будущую сексуальную жизнь, психическое и физическое здоровье, на адаптацию в обществе в целом.

свернуть

Что делать, если страшное уже произошло?

развернуть

Даже если сексуальное нападение не закончилось изнасилованием, ребенок переживает психологический шок. В этой ситуации ему, как никогда, нужны ваши помощь, любовь, понимание и такт.

Зачастую ребенок не сразу рассказывает о случившемся с ним, испытывая страх, позор и стыд. Однако если вы будете внимательны, то можете заметить физические признаки сексуального надругательства: изменившаяся походка, необычная поза при сидении, плохое самочувствие ребенка из-за болей в половых органах, синяки на теле, частое принятие ванны (попытка «очиститься», смыть «грязь»), частое мочеиспускание, плохой аппетит.

Происшедшее отражается на психическом состоянии и поведении ребенка: он угнетен, стал беспокойно спать, его мучают ночные кошмары, появились новые или усилились старые страхи, часто плачет, стал отчужденным или, наоборот, проявляет чрезмерную привязанность.

В сложившейся ситуации важно вывести ребенка на откровенный разговор. Если он получит возможность рассказать о том, что случилось, это поможет ему, по мнению психологов, мягче пережить стресс. Вызывая ребенка на разговор, можно сказать следующее: «Я вижу, что тебе очень плохо, чувствую, как тебе тяжело. Я понимаю, что ты не пускаешь меня к своей беде, потому что хочешь уберечь меня, хочешь сам выстоять в трудное для тебя время и поэтому отгородился от меня стеной. Разреши мне тебе помочь».

Следует знать, что первые месяцы наиболее тяжелые для ребенка и малейшее воспоминание может вызвать истерику. В этот момент главное — дать ему почувствовать, как сильно вы его любите, как он вам близок и дорог.

Не показывайте ребенку своих переживаний по поводу того, что произошло. В разговоре не употребляйте выражений типа «как это грязно», «как отвратительно» и т. д. Это может вызвать у ребенка чувство вины за то, в чем он абсолютно не виноват.

Постарайтесь сохранить происшедшее в тайне от соседей, знакомых, приятелей ребенка, так как любое неосторожное слово или даже жалость с их стороны ухудшат ситуацию. И уж тем более не обсуждайте то, что произошло, при ребенке. Ему нужно, чтобы окружающие принимали его таким, как и раньше. Он не должен чувствовать себя «белой вороной», ловить сочувственные взгляды и слышать перешептывания за спиной.

Следует отдавать себе отчет, что забыть о пережитом малыш не сможет никогда. Тем не менее, эпизод насилия постепенно будет стираться из его памяти. Будьте готовы к тому, что еще несколько месяцев ребенок будет находиться в депрессивном состоянии. Ваша задача — поддержать его.

Обязательно обратитесь за помощью в милицию. Ваши показания помогут найти преступника. Он должен быть наказан за надругательство над вашим ребенком, кроме того, вы защитите от насилия других детей, а возможно, и сохраните им жизнь.

свернуть