Профилактика жестокого обращения

Половая неприкосновенность. Профилактика жестокого обращения.

 

Методические рекомендации по своевременному выявлению и информированию специалистами учреждений образования о фактах насилия в отношении несовершеннолетних

Основным документом, защищающим права детей, является «Конвенция ООН о правах ребенка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года). Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. В основу содержания деятельности по социально-правовой защите детей от жестокого обращения могут быть положены следующие положения Конвенции по защите прав детей:

— право ребенка на уровень жизни, необходимый для гармоничного развития (ст. 6, 17, 27-31);

— ответственность родителей, лиц их заменяющих за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст.3, 5, 18, 26);

— право ребенка на защиту от всех форм насилия (ст.16, 19, 32-37).

Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Республики Беларусь.

Для выявления фактов насилия в отношении несовершеннолетних законодательством Республики Беларусь определена система взаимодействия между органами профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

В нее входят:  комиссии по делам несовершеннолетних, органы государственного управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по труду и социальной защите,  органы государственного управления здравоохранением, органы государственной службы занятости, органы внутренних дел, иные органы, учреждения и организации, в пределах своей компетенции осуществляющие деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. №200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и иными актами законодательства.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних. В выявлении несовершеннолетних, пострадавших от насилия, принимают участие специалисты всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Цель взаимного информирования – раннее выявление и профилактика случаев насилия с несовершеннолетними, своевременное оказание социально-правовой, медико-психологической помощи, обеспечение безопасности жизнедеятельности несовершеннолетних, подвергшихся насилию, повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимых форм помощи различными субъектами системы профилактики в сфере их компетенции.

Особую роль в выявлении фактов насилия на ранних этапах играют специалисты учреждений образования, здравоохранения (в том числе для неорганизованных малолетних детей), которые имеют возможность наблюдать несовершеннолетнего в течение длительного времени.

Поскольку сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью, а сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов.

Поводом для вмешательства специалистов и изучения ситуации в семье может быть:

  • информация от ребенка;
  • информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;
  • информация от специалистов учреждений образования;
  • информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
  • результаты медицинского осмотра;
  • дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.

1.Признаки сексуального насилия в отношении несовершеннолетних

Работники учреждений образования должны обращать внимание на следующие особенности во внешности и поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему.

1.1.Физические признаки

Оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; кроме этого, отказ от еды (анорексия), переедание (булимия).

Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:

  • ребенку, очевидно, больно сидеть или ходить;
  • порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;
  • синяки и / или кровотечение в области половых органов или анального отверстия;
  • жалобы на боль и зуд в области гениталий;
  • повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;
  • инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале;
  • повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
  • недержание мочи;
  • болезни, передающиеся половым путем;
  • беременность.

Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют «медицинских» следов.

1.2. Изменения в выражении сексуальности ребенка

  • странные, необычные или не соответствующие возрасту знания ребенка о сексе;
  • чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;
  • сексуальные действия с другими детьми, имитация полового акта с характерными стонами и движениями;
  • соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;
  • необычная сексуальная активность (сексуальное использование младших детей; мастурбация, трение о тело взрослого и др.).

1.3. Изменения в эмоциональном состоянии и общении

  • трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
  • внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
  • частая задумчивость, отстраненность;
  • постоянная депрессивность, грустное настроение;
  • нежелание принимать участие в подвижных играх;
  • непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;
  • чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
  • терроризирование младших детей и сверстников;
  • чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;
  • возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;
  • отчуждение от братьев и сестер;
  • жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
  • амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);
  • рассказы в третьем лице: «Я знаю одну девочку…»;
  • утрата туалетных навыков (чаще всего это касается малышей), у подростков – равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой, либо, напротив, навязчивое мытье (желание «отмыться»).

1.4. Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки

  • прогулы занятий в учреждении образования;
  • внезапное изменение успеваемости (гораздо лучше или гораздо хуже) или внезапная потеря интереса к любимым занятиям;
  • неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);
  • принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
  • неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
  • отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

1.5. Изменения самосознания ребенка

  • снижение самооценки;
  • отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;
  • саморазрушающее поведение – употребление алкоголя, наркотиков, проституция, побеги из дома, пропуски учебных занятий, чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям;
  • мысли, разговоры о самоубийстве, суицидальные попытки.

1.6. Появление невротических и психосоматических симптомов

  • беспокойность при нахождении рядом с определенным человеком;
  • боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком/либо иными лицами;
  • сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек;
  • боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от учебных занятий физической культурой или снять нижнее белье во время медицинского осмотра);
  • головная боль, боли в области желудка и сердца;
  • навязчивые страхи;
  • расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).
  1. Как вести себя, если ребенок рассказывает Вам о насилии
  • Отнеситесь к тому, о чем рассказал Вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает о произошедшем очень эмоционально, с подробностями. Эмоции всегда соответствуют пережитому состоянию.
  • Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить Вас от болезненных переживаний.
  • Успокойте и подбодрите пострадавшего ребенка. Объясните, что рассказывая Вам о том, что случилось, ему будет проще пережить случившееся. Дайте ему понять, что Вы понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что мне рассказал»).
  • Поощряйте ребенка рассказать о том, что случилось. Дайте ребенку выговориться.
  • Постарайтесь максимально узнать у него точные факты произошедшего. Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.
  • Незамедлительно и тщательно проверьте достоверность предположений.
  • Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно.
  • Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции.
  • Будьте выдержаны, если ребенку трудно открыться Вам эмоционально. Помните, что нужно терпение, поскольку убедить ребенка поверить Вам может оказаться нелегко.
  • Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, поскольку для него это может быть единственным способом описать случившееся.
  • Будьте искренними. Повторите ребенку еще раз, что Вы верите тому, о чем он рассказал.
  • Будьте честны. Объясните ребенку, что Вы собираетесь делать дальше, и спросите, согласен ли он с Вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (педагогу-психологу, педагогу социальному или сотруднику органов внутренних дел)) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов и помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности». Можно дать понять ребенку, что Вы понимаете его чувства, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
  • Обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской).
  • Настаивайте на прохождении медицинского осмотра как можно скорее, даже, если нет видимых повреждений.
  • Ребенка с умеренными и тяжелыми повреждениями, неврологическими и сердечно-сосудистыми нарушениями, а также с тяжелой психической травмой необходимо госпитализировать в обязательном сопровождении педагога.
  • Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего противника или сердится на него, ведь он может оказаться и членом семьи/ родителем/опекуном. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
  • После окончания разговора сделайте подробную запись.

Помните: интересы ребенка выше всего остального!

2.1. Что делать, если насилие обнаружено в учреждении образования  или в ином социальном учреждении

  • Проведите разговор с жертвой насилия, руководствуясь следующим: скажите ребенку, что Вы хотите ему помочь, но не торопитесь быстро предлагать решения (заблуждение, часто встречающееся при разговорах с жертвами насилия, – желание как можно быстрее помочь ребенку).
  • Обговорите с ребенком различные возможности, предложите посоветоваться со знающими людьми.
  • Не обещайте никому не рассказывать об услышанном, но заверьте ребенка, что сначала Вы согласуете свои действия с ним. Обещайте постоянно его поддерживать.
  • Уделите внимание следующему:

а) поддержке и обеспечению спокойствия пострадавшего ребенка;

б) гарантии безопасности различным причастным лицам;

в) прекращению обстоятельств, при которых происходит сексуальное насилие;

г) выявлению того, каким образом вести разговоры с насильником и каким образом принимать к насильнику меры;

д) ставить или не ставить в известность других детей из учреждения о случившемся, и каким образом это сделать;

е) как вести себя с прессой (ставить ли в известность, как вести разговор, если СМИ  узнали об этом);

ж) обеспечению поддержки привлеченных к делу специалистов; созданию продуманного плана действий по постановке в известность о случившемся различных причастных лиц.

Поскольку после обнаружения случая сексуального насилия складывается довольно сложная ситуация, рекомендуется использовать поэтапный план, включающий в себя вышеназванные и другие необходимые пункты. Составляя поэтапный план, учреждение фиксирует на бумаге договоренности и руководство к действиям. Среди всего прочего подобный план включает ответственных за выполнение мероприятий плана.

2.2. Чего не стоит делать

  • не давайте ребенку опрометчивых обещаний типа: «Это останется между нами», «Мама не будет сердиться», «Все будет хорошо». Насильник уже заставил ребенка держать их отношения в секрете, а собственный жизненный опыт говорит ему, что мама будет сердиться и ругать его (что чаще всего и происходит);
  • не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было, потому что последствия насилия таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство, неуверенность в будущем. Лучше обратиться к специалисту, имеющему опыт работы с детьми, подвергшимися насилию.

2.3. Причины, по которым ребенок молчит о совершаемом над ним насилии, в значительной степени внушены насильником:

  • страх, поскольку ребенок верит всему, что обещает сделать насильник (прогонит их с мамой из дома, убьет любимую собаку, расскажет всем о каком-либо поступке и т.д.);
  • низкая самооценка (если со мной это происходит, а с другими детьми – нет, значит, я это заслужил);
  • чувство вины (я недостаточно сопротивлялся);
  • отчаяние (никто мне не поверит и не сможет помочь, будет только хуже);
  • стыд (если я расскажу, все отвернутся от меня);
  • отрицание (на самом деле мне не причинили большого вреда);
  • любовь (я люблю этого человека и приношу себя в жертву).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Алгоритм деятельности специалистов учреждения образования  в случае выявления сексуального насилия над ребенком

При выявлении случая насилия (либо подозрении о насилии) в отношении ребенка необходимо

  1. Учреждение образования:

— педагогу, выявившему факт насилия (либо при подозрении на насилие), немедленно проинформировать (в устной и письменной форме) руководителя учреждения образования о произошедшем;

руководителю учреждения образования — незамедлительно сообщить по телефону (затем, в течение дня направить письменную информацию) о случившемся в органы охраны детства отдела образования, спорта и туризма райгорисполкомов для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка и органы внутренних дел для принятия мер реагирования;

-провести социальное расследование; признать несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;

-в целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего необходимо:  совместно с заинтересованными службами (учреждения здравоохранения, образования, социального обслуживания, органов внутренних дел и др.) разработать индивидуальный план защиты прав и законных интересов  несовершеннолетнего, пострадавшего от насилия (в течение двух рабочих дней с момента получения информации), включая работу с семьей несовершеннолетнего.

Примечание: если насильник является членом семьи (отец, отчим, брат), то необходимо экстренно  изъять  ребенка из семьи.

  1. Отдел образования, спорта и туризма:

— обследовать условия жизни и воспитания несовершеннолетнего;

— при необходимости принять решение об изъятии ребенка из семьи;

— в течение трех рабочих дней с момента получения первичной информации письменно проинформировать управление образования Минского облисполкома, приложив следующие документы: акт обследования условий проживания несовершеннолетнего, информацию о семье, результаты проведенного социального расследования, копию выписки решения Совета профилактики, копию индивидуального плана либо решения об изъятии ребенка.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЕТЯМ

Правило пяти «Нельзя!»:

  • Нельзя разговаривать с незнакомцами и впускать их в квартиру.
  • Нельзя заходить с незнакомцем в лифт и подъезд.
  • Нельзя садиться в автомобиль к незнакомцам.
  • Нельзя принимать от незнакомых людей подарки или угощения и соглашаться на их предложение пойти с ними даже, если очень интересно.
  • Нельзя задерживаться на улице после школы, особенно с наступ­лением темноты.
  • А если незнакомец просто просит показать нужную улицу или подне­сти сумку, проводить к магазину?

Все равно скажи «Нет!».

Объясни, как найти улицу, и ни в коем случае не поддавайся на уго­воры проводить. И даже если незнакомец говорит, что он знакомый твоих родителей, которого они к тебе прислали, нужно сказать, что родители не предупреждали, и ни в коем случае никуда не провожать.

Но как быть, если взрослый очень настойчив? Если он говорит тебе: «Я думал, что ты уже большой, а тебе, оказывается, мама не разрешает!»

Ответ один - «НЕТ!». Придя домой, надо обязательно рассказать взрослым об этом человеке.

Правила поведения в собственном доме (своей квартире):

  • Нельзя впускать в квартиру незнакомого человека.
  • Если без вызова пришел сантехник или электрик, а из взрослых дома никого нет, позвони сначала им. Не впускай его, пока родители или кто-то из знакомых взрослых не придут. Даже если дома вдруг внезапно погас свет или прорвало трубу, лучше позвони родителям и узнай, как посту­пить. В крайнем случае, можно спросить у хорошо знакомых соседей.
  • Когда почтальон приносит посылку, телеграмму или счет, за них нужно расписаться. Сделать это могут только взрослые.
  • Будь внимателен, выходя из квартиры.
  • Перед выходом из квартиры посмотри в глазок. Если на лестничной площадке есть незнакомые люди, подожди, пока они уйдут.
  • Даже если ты покидаешь квартиру на очень короткое время, обяза­тельно закрой дверь на ключ.
  • Будь внимателен, входя в квартиру.
  • Прежде чем открывать ключом дверь, убедись, что поблизости ни­кого нет.
  • Если, возвращаясь домой, ты чувствуешь, что тебя преследуют, не заходи в дом, а вернись в многолюдное место и позвони, чтобы тебя встретили родители, или попроси помощи.
  • Правила поведения в подъезде
  • Перед гем как войти в подъезд, обрати внимание, не идет ли кто-то следом за тобой.
  • Если ты заметил, что за тобой кто-то идет, не подходи к подъезду, а по1уляй немного на улице. Если незнакомец все еще продолжает идти следом, позвони родителям или расскажи о нем любому взрослому, иду­щему навстречу.
  • Если в доме есть домофон, набери номер своей квартиры и попроси родителей тебя встретить.
  • Если незнакомец уже находится в подъезде, сразу же выйди на улицу и дождись, когда в подъезд войдет кто-то из взрослых знакомых жильцов дома.
  • Не выходи на лестницу в позднее время. Мусор лучше выносить утром.
  • При внезапном нападении оцени ситуацию и по возможности убе­гай или защищайся любым способом.

Правила поведения в лифте:

  • Перед тем как войти в лифт, убедись, что на площадке нет посто­роннего, который может зайти вслед за тобой.
  • Если в вызванном лифте уже находится незнакомый человек, нс входи в кабину.
  • Если незнакомец все-таки зашел за тобой в лифт, повернись к нему лицом и наблюдай за его действиями.
  • Если почувствовал опасность, нажимай кнопку ближайшего этажа.
  • Если двери лифта открылись, выскочи на площадку, позови жиль­цов дома. Оказавшись в безопасности, немедленно позвони в милицию, сообщи, что произошло, точный адрес, а также приметы и направление, куда ушел нападавший.
  • Если все-таки вырваться не удалось, надо действовать по обстоя­тельствам:
  • если насильник зажимает тебе рот и снимает одежду, не угрожай ему рассказать все родителям или милиции, не плачь, сохраняй спокой­ствие, постарайся вовлечь насильника в разговор;
  • если насильник прижимает тебя к себе, не отталкивай его, обними и сильно укуси за нос или губу;
  • - если можешь защищайся любыми способами, если представилась возможность бежать, не собирай вещи, убегай, как есть.

Правила поведении на улице:

  • Идя вдоль дороги, выбирай маршрут так, чтобы идти навстречу идущему транспорту.
  • Если приходится идти вечером в одиночку, шагай быстро и уверен­но и не показывай страха; можно подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой паре и идти рядом с ними.
  • В автобусе, троллейбусе, трамвае садись ближе к водителю и выходи в последний момент, не показывая заранее, что следующая остановка твоя.
  • Не голосуй на дороге и не отвечай на предложение или просьбу не­знакомого человека или случайного знакомого подвезти тебя.
  • Ни в коем случае не садись в автомобиль, чтобы показать дорогу.
  • Не ходи в отдаленные и безлюдные места.
  • В темное время иди по улице в группе людей, вышедшей из автобу­са на одной с тобой остановке.
  • Увидев впереди подозрительную группу людей или пьяного, лучше перейди на другую сторону улицы или измени маршрут.
  • Если рядом с тобой остановился автомобиль, как можно дальше отойди от него и ни в коем случае не разговаривай с людьми в автомоби­ле, а тем более не соглашайся сесть в него.
  • Если автомобиль начинает медленно двигаться рядом, отойди от него и перейди на другую сторону дороги.
  • Всегда предупреждай родственников о том, куда идешь, и проси их встретить в вечернее время.
  • В школу или из школы желательно ходить группой.

Что делать, если к тебе на улице пристает незнакомец:

  • Скажи, что торопишься и не можешь разговаривать.
  • Если человек не отстает от тебя, постарайся выйти к проезжей ча­сти и подойти к людям, ни в коем случае не заходи в тихие дворы, а тем более в чужие подъезды. Если у тебя с собой сотовый телефон, позвони родителям или знакомым, громко скажи, где ты находишься, и попроси встретить.
  • Не жди, когда он тебя схватит.
  • Если можешь, брось что-нибудь в лицо нападающему (например, портфель, мешок с обувью или просто горсть мелочи), чтобы на некоторое время привести его в замешательство и отвлечь.
  • Убегай туда, где много людей.
  • Используй любые подручные средства для защиты: ручку, расческу или ключи (вонзи в лицо, в ногу или руку нападающего); аэрозоль (направь струю в глаза); каблук (сильно топни каблуком по ноге напада­ющего).
  • Дерись изо всех сил, не размахивай беспорядочно руками. Надо причинить нападающему максимальную боль.
  • Как только он ослабит хватку - убегай.
  • Если нападающих несколько (а так всегда и бывает), не позволяй зажать себя в кольцо.
  • Громко кричи «Помогите!», чтобы привлечь внимание. Люди при таких криках могут помочь или позвонить в полицию.
  • Если тебе зажимают рот рукой, сильно укуси за руку.
  • Если тебя пытаются окружить, беги на дорогу. Автомобили вынуж­дены будут остановиться, а водитель сможет помочь отогнать обидчиков. Главное - не попасть под колеса!
  • Автомобиль также может стать орудием преступника. Надо четко знать, что садиться в чужой автомобиль нельзя, даже если за рулем или в салоне сидит женщина.

Правила поведения в чужом автомобиле:

  • Постарайся не добираться на попутной машине, лучше воспользо­ваться услугами такси, которое вызвано через диспетчера.
  • Если ты все же добираешься на попутном автомобиле или останов­ленном на улице такси, попроси провожающих записать номер и марку ав­томобиля. Не садись в автомобиль с темными стеклами, а также в автомо­биль, в котором уже сидят пассажиры, даже если среди них есть женщины.
  • Если у тебя есть сотовый телефон, постарайся постоянно разговари­вать с родственниками (знакомыми) и сообщать им маршрут передвижения.
  • Если поведение водителя тебе неприятно, кажется странным или опасным, попроси его остановить автомобиль.
  • Если просьба не выполнена и автомобиль не остановлен, то поста­райся разбить окно, то есть сделай все, чтобы привлечь к автомобилю внимание других водителей.
  • Не соглашайся на предложение водителя взять попутчиков, а если он настаивает, попроси остановиться и выйди из машины.
  • Что нужно знать подростку (и девочке, и мальчику), отправляю­щемуся на вечеринку/в гости/в ресторан
  • В большинстве случаев уже одно только согласие девушки пойти в ресторан с парнем может восприниматься как то, что она понимает, чем это закончится, и согласна на это. Последующее сопротивление может восприниматься просто как заигрывание.
  • Помни: в большую компанию безопасно идти с надежными друзья­ми, во время вечеринки не следует терять друг друга из виду, а уходить с нее надо всем вместе!
  • В начале вечеринки предупреди всех, что не уйдешь, не попрощав­шись. Если ты покидаешь компанию с кем-то, скажи об этом друзьям.
  • Необходимо уйти или твердо заявить о своем отношении к ситуа­ции, сказав решительно однозначно «Нет!».
  • Доверяй своей интуиции. Если у тебя возникает ощущение дис­комфорта, не надо стесняться своей осторожности. Значит, ты не чувству­ешь себя в безопасности. С такой вечеринки лучше уйти.
  • С самого начала ясно обозначь границы возможных взаимоотноше­ний. Это главный принцип защиты от изнасилования.
  • Если ты находишься с кем-то, кто заставляет тебя чувствовать себя дискомфортно, кто игнорирует твои чувства или выказывает неуважение к тебе каким-то другим способом, лучше немедленно прервать отношения с этим человеком.
  • Если давление по отношению к тебе все-таки продолжается, не бойся шума или скандала: несколько минут смущения лучше риска из­насилования.
  • Помни: пьяному человеку труднее быстро сориентироваться в происходящем и предотвратить насилие. С малознакомыми людьми и на большой вечеринке надо всегда оставаться трезвым!
  • Не пользуйся в одиночку услугами частного транспорта. В этом случае попроси провожающего тебя записать номер и марку автомашины.
  • Если есть возможность у кого-то из ваших знакомых встретить или забрать тебя с вечеринки, воспользуйся ею. Это придаст тебе большей уверенности, и ты сможешь лучше контролировать свои действия.
  • Нет совершенно верных способов защиты от потенциального наси­лия. Но существуют тревожные знаки, которые могут насторожить: например, неуважение к человеку, нарушение его личного пространства. Тебе следует проявить осторожность, если кто-то:
  • находится к тебе слишком близко и получает удовольствие от дис­комфорта, который ты при этом испытываешь;
  • пристально смотрит на тебя, демонстративно разглядывает;
  • не слушает того, что ты говоришь, игнорирует твои чувства;
  • ведет себя с тобой как хороший знакомый, хотя это не так.
  • Обращая внимание на подобные знаки, ты можешь уменьшить риск подвергнуться насилию не только на вечеринке, но и в других людных ме­стах (в кино, на дискотеке, в компании друзей или знакомых).

 

Рекомендации родителям

  • Научите детей не знакомиться на улице с посторонними людьми.
  • Не позволяйте детям говорить незнакомым людям свой домашний адрес и телефон.
  • Ваш ребенок должен знать, что входная дверь должна быть всегда закрыта на замок. Нельзя открывать дверь посторонним, даже если это почтальон, милиционер, водопроводчик.
  • Самым безопасным ответом ребенка по телефону, когда он дома один, является фраза, что мама и папа заняты. Не следует говорить звоня­щему, что родителей нет дома. Так же ребенку следует вести себя в слу­чае, если в тот момент, когда он остался дома один, кто-то звонит в дверь.
  • Поместите рядом с телефонным аппаратом номера ваших телефо­нов, телефонов экстренных служб (или внесите телефонные номера в базу данных телефона).
  • Ваш ребенок должен знать) кому из друзей и соседей он может по­звонить в отсутствие родителей или других (хорошо знакомых) взрослых, если он испугается или окажется в критической ситуации.
  • Выучите с ребенком ваши телефонные номера.
  • Научите ребенка говорить «нет» любому взрослому, почувствовав исходящую от него опасность.
  • Научите своего ребенка громко кричать: «Это не моя мама!» (или «Это не мой папа!»), если кто-то попытается схватить его. Это привлечет внимание окружающих и отпугнет преступника.
  • Придумайте вместе с ребенком «пароль безопасности» - легко за­поминающееся кодовое слово, которое несовершеннолетний будет ис­пользовать в качестве сигнала, если он оказался в опасности и нуждается в помощи и пр.
  • Не позволяйте детям гулять в не предназначенных для этого местах (на стройках, свалках и др.).
  • Не позволяйте детям далеко уходить от дома.
  • Нс отпускайте детей гулять в отдаленные места без сопровождения взрослого и хорошо знакомого вам человека.
  • Старайтесь сами забирать ребенка из детского сада, школы, кружка. Если ребенка забирает кто-то другой, заранее предупредите об этом вос­питателя или учителя.
  • Научите ребенка никогда не садиться в машину к незнакомому чело­веку и никуда не уходить с ним, если тот не знает «пароль безопасности».
  • Убедите ребенка в том, что гулять в компании друзей гораздо безопаснее, чем одному, особенно в позднее время. Преступника всегда привлекает одиноко гуляющий ребенок.
  • Не позволяйте детям подбирать предметы и игрушки на улице или брать их у чужих людей. Также не разрешайте принимать от незнакомцев сладости.
  • Если Ваш ребенок ре1улярно ходит в определенные места (в школу, магазин, кружок, спортивную секцию и др.), определите с ним наиболее безопасный маршрут.
  • Даже если Вы живете в своем районе не первый год, регулярно об­ходите окрестные дворы и смотрите, где гуляют ваши дети и чем они там занимаются. Интересуйтесь у своего ребенка, в каком именно месте он гу­ляет, и периодически проверяйте, что он находится именно там.
  • Не стесняйтесь требовать от структур, обслуживающих территории района, где Вы живете, обеспечения безопасности детей. В вечернее время суток во дворах не должно быть «темных углов». Территория должна быть хорошо освещена. Если детская площадка имеет ограждение, в нем должны быть две калитки, чтобы у ребенка всегда была дополнительная возможность покинуть площадку в случае возникновения опасности.
  • Не стесняйтесь знакомиться с родителями друзей и знакомых ва­ших детей. Это следует делать всегда, даже если это Вам по какой-то при­чине неприятно. Обменяйтесь с ними телефонными номерами. Всегда держите под рукой эти номера и номера ближайшего отделения милиции.
  • Если ребенок еще мал, но у него уже есть мобильный телефон, пе­риодически проверяйте сохраненные в телефоне 8М8-сообщения, а также его записную книжку на предмет появления в ней подозрительных кон­тактов и записей. Поинтересуйтесь у мобильного оператора, который об­служивает телефонный номер Вашего ребенка, о наличии у него услуги «определение местоположения абонента». Если такая услуга есть, подключите к ней мобильный телефон ребенка. Заблокируйте все ненужные приложения.
    • Если ребенок сообщил Вам, что он записался в компьютерный клуб, клуб по интересам, кружок, спортивную секцию, не поленитесь по­сетить это заведение. Поинтересуйтесь, кто руководит клубом, кто следит в нем за порядком, графиком работы, наличием соответствующих лицен­зий. Внимательно осмотрите клуб. Помните, что если заведение Вам не понравится, Вы имеете полное право запретить ребенку его посещать, а также потребовать от охраны заведения не пускать туда вашего ребенка.
    • Если Вы отдаете ребенка в какое-либо детское учреждение (кру­жок, секцию и пр.), не стесняйтесь поинтересоваться у руководителя, кто будет работать с детьми. Также разговаривайте с ребенком о его педаго­гах. Если ребенок не сможет внятно описать свое отношение к педагогу или вообще не захочет разговаривать на эту тему, обсудите этот вопрос с родителями других детей, посещающих данный кружок или секцию.
    • Особенное внимание уделяйте этим вопросам при отъезде детей в летние лагеря отдыха. Выясняйте у детей не только, чем они занимаются в течение дня, но и как именно это происходит.
    • Фотографируйте вашего ребенка не реже одного раза в год, а име­ющееся у вас описание внешности и особых примет ребенка поможет вам в том случае, если он потеряется или будет похищен.

При этом нельзя:

  • прививать ребенку страх перед сексуальностью;
  • вести себя так, чтобы ребенок начал бояться взрослых, видя в каж­дом из них потенциальную опасность.

 

поделиться в: