Школа - территория здоровья

О проведенных мероприятиях в рамках межведомственного информационного проекта «ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

ПАМЯТКА ОЖОГИ И ТРАВМЫ

развернуть

 

 Причинами несчастных случаев служат непонимание опасности, которую представляет для человека тепловая энергия.

 

ПОМНИТЕ: во избежание несчастных случаев, связанных с ожогами и травмами, ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

-спускаться в открытые тепловые камеры, колодцы, каналы;

-спускаться и пересекать в необорудованных местах траншеи, колодцы, каналы, где ведутся работы по прокладке либо ремонту тепловых сетей;

-приближаться к промоинам, образующимся в местах порывов трубопроводов ближе, чем на 5 метров;

-прикасаться к трубопроводам пара и горячей воды;

Необходимо помнить, что температура горячей воды может достигать 1500С, а пара -3000С.

-ходить по трубопроводам, конструкциям и перекрытиям;

-перелезать через трубопроводы надземной прокладки в местах, не оборудованных переходными мостиками;

-находиться в непосредственной близости от запорной, регулирующей и предохранительной арматуры, фланцевых соединений трубопроводов;

-крутить задвижки, вентили и краны на любых трубопроводах;

-проникать в помещение центральных и индивидуальных тепловых пунктов;

-приближаться к местам, где ведутся работы по ремонту тепловых сетей и проводятся сварочные работы;

______________      Остановите      ______________

______________      нарушителя     ______________

______________        Этим вы          ______________

                             спасёте ему жизнь______________

 

свернуть

 Проект «ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

развернуть

ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ИВАЦЕВИЧСКОГО РАЙИСПОЛКОМА

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 3 г. Ивацевичи»

 

Межведомственный

информационный проект

«ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

  

Срок реализации проекта 1 год:

с 01.09.2022 по 31.08.2023

  

2022

 

Проект «ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

  1. Общие положения

         Проект «Школа – территория здоровья» разработан в целях реализации мероприятий государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2021-2025 годы, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 19.01.2021 № 28.

Проект предусматривает реализацию структурированного и систематического плана действий, нацеленных на улучшение здоровья, благополучия и развития социального потенциала всех обучающихся. Среда учреждения образования рассматривается как важная область для укрепления здоровья и получения знаний о здоровье.

  1. Информационный паспорт проекта

Наименование проекта

«ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

Место реализации проекта

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №3 г.Ивацевичи»

Главная идея проекта

Организация совместной деятельности педагогов и обучающихся, законных представителей несовершеннолетних, а также других заинтересованных организаций в сохранении здоровья, направленной на оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования культуры здорового образа жизни

Сроки реализации проекта

2022-2023 гг.

Участники проекта

Руководство школы, классные руководители, педагоги учреждения, ученический коллектив, родительская общественность, обслуживающий персонал, представители учреждения здравоохранения, социальные партнеры.

Принципы

- Культурологический подход: приобщение обучающихся к культуре гигиены.

- Деятельный подход: игровой, творческий.

- Дифференциация: учет специфических позиций детей, учет их физического развития.

- Комплексный подход: использование профилактических и оздоровительных технологий.

Информационное обеспечение проекта

Официальный сайт учреждения образования, информационные стенды, школьный медиа-центр: школьная газета «Переменка», школьная телекомпания «Стоп-кадр», школьное радио «Волна»

 

  1. 2. Обоснование и актуальность реализации проекта

Проблемы сохранения здоровья школьников и привития им навыков здорового образа жизни сегодня весьма актуальны в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушения экологии, гиподинамия, нервно-психические нагрузки, незнание своего организма, состояние социальной среды, в результате чего происходит снижение уровня жизни.

Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированности жизненных установок. Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым.

Именно школа совместными усилиями с родителями должны  содействовать формированию правильного понятия: «А что такое здоровье и что такое здоровый образ жизни?», «Как правильно формировать знания у учащихся и родителей о здоровом образе жизни?».

Содействие здоровью в условиях школы – это «любая деятельность, направленная на улучшение и сохранение здоровья всего школьного сообщества». Содействие здоровью в школах включает образование по вопросам здоровья в классе, пропаганду здорового образа. Кроме того, это все действия по созданию здоровой школьной среды.

Школа должна стремиться к здоровью и благополучию всех участников образовательного процесса с помощью системного и комплексного подхода.

Поэтому педагогическому коллективу школы, родительской общественности необходимо объединить усилия по наращиванию потенциала по развитию знаний, навыков и заинтересованности всех членов школьного сообщества в укреплении здоровья и повышении уровня благополучия.

В связи с этим положено начало реализации информационного проекта «Школа - территория здоровья» в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь». Необходимо создание единой профилактической среды (как в учреждении образования, так и вне школы). Проект подразумевает совместную деятельность педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей.

Цель проекта:

Создание условий для формирования личности учащегося – здоровой физически, психически, духовно и социально, испытывающей потребность в здоровом образе жизни, ответственно относящейся не только к собственному здоровью, но и здоровью окружающих, а также к сохранению окружающей среды.

Задачи:

– повышение информированности учащихся, родителей и педагогических работников в вопросах охраны здоровья и степени влияния на него факторов окружающей среды и иных рисков;

– воспитание ответственности учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих;

– формирование мотивации для здорового образа жизни и предупреждения развития отклонения и ухудшений в состоянии здоровья, дезадаптации в обществе;

– обеспечение благоприятной окружающей среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья, обеспечивающей формирование навыков здорового образа жизни.

– активное привлечение к вопросам сохранения и укрепления здоровья иных заинтересованных организаций и специалистов.

– реализация системы профилактических мероприятий, организация физкультурно-массовых мероприятий;

– создание в учреждении оптимального двигательного режима для обучающихся с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;

– оптимизация системы психологической помощи учащимся;

– создание системы содержательного, информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения, педагогов,  законных представителей обучающихся  к здоровому образу жизни;

– расширение  взаимодействия  школы, родителей и общества                        в контексте укрепления здоровья.

Целевой группой, для которой разработан данный проект, являются все обучающиеся Государственного учреждения образования «Средняя школа № 3 г.Ивацевичи», так как формирование ответственного поведения, заинтересованность в собственном здоровье, мотивация к ведению здорового образа жизни актуальны для всех. Проектом предусмотрены как общие мероприятия для всех обучающихся, так и с учетом возрастных категорий, а также «групп риска», т.е. обучающихся, уже имеющих нарушения состояния здоровья.

 

  1. Функциональные ресурсы различных категорий работников учреждения

Функции медицинской службы:

  • проведение диспансеризации обучающихся;
  • медосмотр обучающихся, определение уровня физического здоровья;
  • выявление учащихся специальной медицинской группы.

Функции руководства школы:

- общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;

- общее руководство и контроль за организацией горячего питания обучающихся в учреждении;

- организация преподавания вопросов сбережения здоровья человека на учебных и факультативных занятиях;

- организация и контроль учебных, факультативных занятий, спортивных секций по физической культуре и здоровью, занятий объединений по интересам;

- обеспечение работы спортивных залов во внеурочное время и во время каникул;

- разработка системы внеклассных мероприятий в шестой школьный день по укреплению физического здоровья обучающихся и ее контроль;

- организация работы классных руководителей по программе сбережения здоровья и ее контроль;

- организация и контроль работы психологической  службы учреждения.

Функции классного руководителя:

- работа по организации жизнедеятельности детей в учреждении;

- организация и проведение в детском коллективе мероприятий по профилактике: частых заболеваний учащихся;     детского травматизма на дорогах; наркомании,  токсикомании, табакокурения;

Функции специалистов СППС:

- организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;

- организация встреч учащихся с представителями правоохранительных органов, работниками ГАИ, ИДН, медработниками, наркологами;

- организация и проведение: внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;

- проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья обучающихся; диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры; 

- организация и проведение профилактических работы с родителями.

 

  1. Оценка эффективности проекта

Эффективность проекта в целом оценивается по следующим критериям:

  • соответствие разработанного плана фактическому выполнению;
  • благоприятные изменения показателей здоровья;
  • соответствие показателей образовательной среды существующим нормам.

 

  1. Показатели эффективности реализации проекта:
  • результаты мониторинговых исследований (по разным направлениям проекта);
  • 100 % выполнения требований СанПиНа;
  • более 80% учащихся обладают знаниями, умениями и навыками ЗОЖ;
  • положительная динамика здоровья учащихся за три года;
  • уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья (курение, алкоголь, наркотики), количество учащихся, состоящих на учете;
  • степень удовлетворенности школой детей, родителей и педагогов комплексностью и системностью работы по сохранению и укреплению здоровья;
  • последовательная и непрерывная система обучения здоровью на различных этапах обучения, реализация оздоровительных программ обучения;
  • наличие здоровьесберегающей предметно-пространственной среды: отсутствие перегрузок, валеологическое расписание; выполнение санитарно-гигиенических нормативов;  использование  здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе; отсутствие воздействий неблагоприятных для здоровья детей факторов (экологически чистая вода, воздушно – тепловой режим и т.д.).
  • повышение уровня компетентности педагогического коллектива по использованию здоровьесберегающих технологий;
  • уровень мотивации учащихся к занятию физической культурой и участию в спортивных мероприятиях;
  • наличие рекомендаций по оздоровлению и пропаганде ЗОЖ;

 

  1. Ожидаемые результаты от реализации проекта, индикаторные показатели

В результате реализации мероприятий проекта планируется достигнуть:

  • повышения уровня знаний по вопросам здорового образа жизни, профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний (определение путем проведения социологического исследования (анкетирования);
  • повышения доли подростков, ведущих здоровый образ жизни (определение методом проведения социологического исследования (анкетирования);
  • улучшения показателей здоровья;
  • снижение заболеваемости гриппом и ОРВИ;
  • снижение количества детей с избыточной массой тела;
  • отсутствие динамики распространенности школьно обусловленных болезней (по нарушениям остроты зрения, осанки);
  • увеличение численности обучающихся, у которых на основании данных профилактических осмотров регистрируются благоприятные изменения в показателях комплексной оценки состояния здоровья.

 

  1. Модель личности обучающегося

По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам учреждения необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков. Для этого создана прогнозируемая модель личности обучающегося:

Модель выпускника I ступени общего среднего образования

Модель выпускника II ступени общего среднего образования

Модель выпускника III ступени общего среднего образования

-  знание основ личной гигиены, выполнение правил гигиены;

-  владение основами здорового образа жизни

- знание изменений в организме человека в пубертатный период;

- умение оценивать свое физическое и психическое состояние;

- знание влияния алкоголя, курения,  наркомании на здоровье человека;

- поддержание физической формы;

-  телесно-мануальные навыки, связанные с укреплением силы, выносливости, ловкости;

-  гигиена умственного труда.

-  стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и профессиональной  пригодности  через физическое совершенствование и заботу о своем здоровье;

-  убеждение в пагубности для здоровья и дальнейшей жизни вредных привычек;

-  знание различных оздоровительных систем;

-  умение поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого человека;

-  способность вырабатывать индивидуальный образ жизни;

-  гигиена умственного труда.

 

  1. Контроль за реализацией проекта

Контроль за реализацией мероприятий проекта осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности.

 

  1. Формы предоставления результатов:
  • Публичные отчеты (промежуточный, итоговый).
  • Программы, методические рекомендации по формированию ЗОЖ
  • Фото- и видеоотчеты о проведенных мероприятиях
  • Материалы школьного медиа-центра
  • Специальная страница на сайте школы
    1. План мероприятий ГУО «Средняя школа №3 г.Ивацевичи» по реализации проекта «Школа – территория здоровья» на 2022/2023 учебный год

№ п/п

Содержание мероприятия

Срок исполнения

Исполнители

1.                 Общие организационные мероприятия:

 

1.1.

Издание приказа о реализации проекта

сентябрь 2022

Кузьмин О.А., директор школы

1.2.

Создание Положения о реализации проекта «Школа – территория здоровья»

сентябрь 2022

Руцкая О.Г., заместитель директора по ВР 

1.3.

Разработка детального плана мероприятий по реализации проекта на текущий учебный год

сентябрь 2022

Руцкая О.Г., заместитель директора по ВР 

1.4.

Размещение на сайте учреждения образования информации о проекте и мероприятиях в его рамках

сентябрь 2022 и далее постоянно

Бахур Л.Н. , администратор сайта

1.5.

Ознакомление всех педагогических работников учреждения, обучающихся, законных представителей несовершеннолетних с проектом посредством проведения родительских собраний, классных часов, педагогических советов

сентябрь 2022 и далее постоянно

Руководство школы

1.6.

Контроль за соблюдением требований безопасности, правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм и требований в учреждении

постоянно

Руководство школы

1.7.

Обеспечение контроля за выполнением запрета курения табака в здании учреждения и за ее территорией

постоянно

 

Руководство школы

2.                 Организация и осуществление образовательного процесса, направленного на сохранение психического и физического здоровья всех участников образовательного процесса, режим работы учреждения

2.1.

Организация образовательного процесса в соответствии с санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений общего среднего образования», Специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования, Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса обучающихся в учреждениях образования в условиях распространения инфекции COVID-19

(расписание уроков, перемен, факультативных занятий, занятий объединений по интересам, режимные моменты группы продленного дня, нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий и др.)

сентябрь 2022

Заместители директора по УР

Левданская Е.В.,Сухоносик С.В.

Кикун О.В.,

заместитель директора по ВР Руцкая О.Г.

2.2.

Организация внеурочной деятельности, мероприятий шестого школьного дня

сентябрь 2022

Руцкая О.Г., заместитель директора по ВР

2.3.

Организация индивидуальных занятий с обучающимися на дому

сентябрь 2022

Кикун О.В., заместитель директора по УР

2.4.

Создание комфортных условий для пребывания учащихся в школе: обеспечение питьевого, теплового, светового  режимов, оформление и оборудование учебных кабинетов

постоянно

Руководство школы, учителя-предметники, классные руководители

2.5.

Работа педагогов, направленная на формирование здорового образа жизни через учебные предметы (основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура и здоровье, биология, химия, обществоведение, литература, география и др.)

согласно учебным программам в течение года

Педагоги школы

2.6.

Внедрение здоровьесберегающих технологий, создающих комфортные условия для образования и воспитания обучающихся

постоянно

Заместители директора по учебной работе, педагоги школы

2.7.

Мониторинг и анализ здоровьесберегающей деятельности учреждения образования при организации образовательного процесса

постоянно

Руководство школы

2.8.

Мониторинг состояния здоровья учащихся учреждения образования

постоянно

Медицинский работник

3. Мероприятия по совершенствованию здоровьесберегающих условий в учреждении, организации гигиенического обучения и воспитания, питания обучающихся

3.1. Материально-техническое и кадровое обеспечение учреждения с целью решения здоровьесберегающих задач

3.1.1

Укрепление материально-технической базы школы к новому учебному году (ремонт помещений, закупка мебели, спортинвентаря и т.д.)

до 20 августа 2022

Руководство школы

3.1.2

Организация повышения квалификации педагогических работников в ИРО, АПО и др.учреждениях, в том числе по вопросам здоровьесбережения

в течение года

Руководство школы

3.1.3

Разработка плана озеленения территории учреждения образования

февраль 2023

Лось А.С., Рабцевич А.И, учителя биологии

3.2. Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:

3.2.1

Проведение ежегодных медосмотров учащихся, выявление отклонений, осмотр узкими специалистами по медицинским показаниям, анализ состояния здоровья, определение группы здоровья

согласно графику

Специалисты УЗ «Ивацевичская ЦРБ»

3.2.2.

Соблюдение гигиенических норм и требований к организации образовательного процесса, проведение физкультминуток на уроках

постоянно

Педагогический коллектив школы

3.2.3

Организация и проведение обучающих семинаров по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, неинфекционных заболеваний для учащихся, родителей, педагогов

в течение года

Руководители методических объединений школы

3.2.4.

Проведение единых «Дней здоровья»

каждая вторая суббота месяца

Учителя физической культуры и здоровья

3.2.5.

Проведение внутришкольной круглогодичной спартакиады

в течение года

Учителя физической культуры и здоровья

3.2.6.

Проведение мероприятий согласно календарю спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий

в течение года

Учителя физической культуры и здоровья

3.2.5.

Проведение спортивных праздников, конкурсов, олимпиад, туристических слетов, направленных на формирование здорового образа жизни с активным привлечением родителей учащихся и социальных партнеров

в течение года

Учителя физической культуры и здоровья

3.2.7.

Работа объединений по интересам:

«Легкая атлетика»

«Играем в футбол»

«Баскетбол»

в течение года

Учителя физической культуры и здоровья

3.2.8.

Анализ занятости детей физкультурой и спортом, занятость в секциях и объединениях по интересам спортивной направленности

в течение года

Классные руководители

3.2.9.

Оформление стендов «Спортивная жизнь школы», «Беларусь олимпийская»

в течение года

Учителя физической культуры и здоровья

3.2.10.

Участие в районных, городских, областных спортивных соревнованиях

в течение года

Учителя физической культуры и здоровья

3.2.11.

Проведение тематических недель, акций, классных и информационных часов, внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни

в течение года

Классные руководители 1-11 классов

3.2.12.

Мероприятия в рамках реализации областного профилактического проекта «Мы – за здоровый и безопасный отдых!» (в рамках организации работы оздоровительных лагерей в период каникул)

каникулы

Кикун О.В., заместитель директора по УР

3.2.13.

Мероприятия в рамках реализации областного профилактического проекта «Правильная осанка – залог здоровья!»

в течение года

Шешук В. С., медсестра

3.2.14.

Проведение недель, декад, месячников по сохранению жизни и здоровья, формированию ЗОЖ:

- Месячник безопасности «В центре внимания – дети!»

- Месячник по профилактике суицидов «Жизнь – бесценный дар!»

- Декада профилактики травматизма

- Месячник профилактики гриппа и ОРЗ

- Неделя профилактики наркозависимости

- Неделя гигиены рук

 

 

 

август-сентябрь

 

сентябрь

 

декабрь

январь

февраль

март

 

апрель

Классные руководители 1-11 классов, педагоги-организаторы, специалисты СППС

3.2.15.

Мероприятия в рамках:

- Всемирного дня предотвращения самоубийств (10 сентября);

- Международного дня борьбы со СПИДом (1 декабря);

-  Всемирного дня борьбы с туберкулезом (24 марта);

- Всемирного Дня здоровья (7 апреля);

- Дня профилактики болезней сердца (18 апреля);

- Всемирного дня без табака (31 мая)

 

сентябрь

 

декабрь

 

март

 

апрель

 

апрель

май

Классные руководители 1-11 классов, педагоги-организаторы, специалисты СППС

3.2.16.

Проведение акций:

- «Поделись улыбкою своей!»

- «День без мобильного телефона»

- «Со спортом дружить – всегда здоровым быть!»

- «Здоровье в порядке – спасибо зарядке»

- «Семь правил хорошей осанки»

- «Здоровье – главное богатство человека!»

- «Здоровый образ жизни – приоритет каждого!»

- «Чистые руки»

- «Долой вредные привычки»

 

сентябрь

октябрь

ноябрь

 

декабрь

 

ноябрь

февраль

 

март

 

апрель

май

 

3.2.17.

Проведение  просветительской работы в период эпидемий

в период эпидемий

Классные  руководители, заместитель  директора по ВР, медицинский работник

3.2.18.

Организация тематических книжных выставок, презентация специальной литературы по вопросам здорового образа жизни

постоянно

Мелех Г.Н., Храпицкая Е.П.

3.2.19.

Проведение динамических перемен

постоянно

Классные руководители

1-4 классов

3.3. Работа социально-педагогической и психологической службы

3.3.1.

Проведение анкетирования:

- по определению уровня знаний по вопросам здорового образа жизни;

- по определению доли обучающихся, ведущих здоровый образ жизни, выявлению факторов риска, влияющих на состояние здоровья

октябрь 2022, апрель 2023

 

Житкевич Т.И., Полячок Ю.И. педагоги-психологи

3.3.2.

Проведение акций, занятий с элементами тренинга, деловых игр, интерактивных занятий по вопросам здорового образа жизни

в течение года

Житкевич Т.И., Полячок Ю.И., педагоги-психологи

3.3.3.

Мероприятия в рамках реализации областного профилактического проекта «Мой выбор – жить с позитивом!»

в течение года

Специалисты СППС

3.3.4.

Диагностическая деятельность по различным направлениям охраны психического и физического здоровья обучающихся

в течение года

Педагог-психолог

3.3.5.

Адаптация учащихся  I  классов к школе, V классов ко II ступени общего среднего образования, X классов к обучению в старшем звене

октябрь

декабрь

Житкевич Т.И., Полячок Ю.И., педагоги-психологи

3.3.6.

Работа по формированию социально-психологического климата в классных коллективах, в педагогическом коллективе, среди родительской общественности

постоянно

Житкевич Т.И., Полячок Ю.И., педагоги-психологи классные руководители

3.3.7.

Ознакомление педагогов и родителей с физиологическими и психологическими особенностями здоровья детей и подростков

по запросу

Педагог-психолог, классные руководители учителя

3.3.8.

Оказание психологической помощи детям с повышенным уровнем школьной тревожности

в течение года

Житкевич Т.И., Полячок Ю.И., педагоги-психологи

3.3.9.

Оказание помощи и социальной защиты детям, находящимся под опекой, с ограниченными возможностями, обучающимся на дому

в течение года

Житкевич Т.И., Полячок Ю.И., педагоги-психологи

3.3.10.

Разработка и распространение памяток, листовок по вопросам ЗОЖ

в течение года

Житкевич Т.И., Полячок Ю.И., педагоги-психологи

3.3.11.

Тренинговые занятия на снятие эмоционального напряжения

в течение года

Житкевич Т.И., Полячок Ю.И., педагоги-психологи

3.3.12.

Беседы, круглые столы по профилактике вредных привычек, по профилактике употребления наркотических и других психоактивных веществ, просмотр видеороликов соответствующей тематики

в течение года

Специалисты СППС

3.3.13.

Работа социально-педагогической и психологической службы по охране здоровья школьников

по плану работы

Педагоги социальные, педагог-психолог

3.4. Организация здорового и рационального питания обучающихся:

3.4.1.

Организация горячего питания, составление графика питания в школьной столовой

постоянно

Руководство школы

3.4.2.

Охват горячим питанием школьников

постоянно

классные руководители

3.4.3.

Контроль за составом и качеством меню, приготовленной пищи

ежедневно

Бракеражная комиссия

3.4.4.

Выполнение натуральных норм питания

постоянно

Защук Е.М., зав.столовой

3.4.5.

Контроль за выполнением гигиенических требований к содержанию помещений, оборудования, инвентаря, посуды; соблюдением персоналом правил производственной санитарии, а также сроков годности и условий хранения пищевых продуктов и продовольственного сырья

ежемесячно

Совет по питанию

3.4.6.

Проработка вопроса об увеличении количества фруктов, овощных и фруктовых салатов, кисломолочных напитков в школьном меню

в течение года

Защук Е.М., зав.столовой

3.4.7.

Ежедневный контроль и ведение журнала «Здоровье»

ежедневно

Защук Е.М., зав.столовой

3.4.8.

Мероприятия в рамках реализации областного профилактического проекта «Школьное питание – здоровое и рациональное!»

в течение года

Защук Е.М., зав.столовой

3.4.9.

Обновление уголков здоровья

в течение года

Классные руководители

3.5. Работа с законными представителями обучающихся по укреплению здоровья детей и взрослых

3.5.1.

Ознакомление родителей с результатами медицинского осмотра, состоянием здоровья их детей, с требованиями программ по физической культуре, содержанием оздоровительной работы с детьми в семье на общешкольном родительском собрании

1 раз в квартал

Медицинские работники, руководство школы

3.5.2.

Организация лекториев для родителей по пропаганде здорового образа жизни:

- «Иммунитет и способы его укрепления»;

- «Режим дня»;

- «Здоровое питание школьника»;

- «Жить с позитивом»;

- «Безопасный интернет» и др.

в течение года

Специалисты СППС, классные руководители

3.5.3.

Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка,  значимости совместной двигательной деятельности с детьми и др.

в течение года

Классные руководители

3.5.4.

Подготовка памяток для родителей «Профилактика нарушения осанки у детей», «Гимнастика для глаз», «Культура еды» и др.

в течение года

Классные руководители

3.5.5.

Проведение тематических классных родительских собраний на тему ЗОЖ

в течение года

Классные руководители

3.5.6.

Проведение тематических общешкольных родительских собраний с приглашением специалистов

в течение года

Руководство школы

3.5.7.

Проведение совместных спортивных мероприятий с участием родителей

в течение года

Классные руководители, учителя физической культуры

4.     Оценка эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий

4.1.

Мониторинг состояния здоровья обучающихся по состоянию на начало и на конец учебного года: составление итогового отчета по заболеваниям, группам здоровья; выделение «группы риска» (дети с избыточной массой тела, с нарушениями остроты зрения, осанки, плоскостопием)

ежегодно:

сентябрь, май

Шешук В.С.,

медсестра

4.2.

Создание фотоотчета школы в сфере охраны и укрепления здоровья, пропаганды здорового образа жизни

в течение года

Педагоги, ответственные за проведение мероприятий

4.3.

Видеосюжет о проведенных в течение учебного года мероприятиях по формированию ЗОЖ

май 2023

Шатова В.С., руководитель школьной телекомпании «Стоп-кадр»

4.4.

Совещание при директоре «Итоги реализации проекта «Школа – территория здоровья»

май 2023

Заместители директора по УР, ВР

4.5.

Проведение оценки эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий

ежегодно в июне

Руководство школы

 

 

свернуть

План мероприятий по реализации проекта

развернуть

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

________  О.А. Кузьмин

«01»  сентября   2022 г.

 

 

ПЛАН

мероприятий ГУО «Средняя школа №3 г.Ивацевичи»

по реализации проекта

 «Школа – территория здоровья»

на 2022/2023 учебный год

 

Цель: формирование в сознании учащихся позитивного отношения к своему психическому и физическому здоровью как к важнейшей духовно-нравственной ценности; создание педагогической и социальной среды, способствующей положительной мотивации педагогов, обучающихся и их законных представителей к сохранению и укреплению здоровья.

Задачи:

- определить конкретные проблемы и направления по формированию здорового образа жизни у учащихся;

- создать условия, обеспечивающие приобретение учащимися положительного опыта ЗОЖ через систему учебной деятельности, воспитательной работы и дополнительного образования;

- способствовать преодолению вредных привычек учащихся посредством занятий физической культурой и спортом;

- выстроить систему профилактики различных заболеваний;

- содействовать формированию устойчивых навыков ЗОЖ в семье, негативного отношения к вредным привычкам, умения принимать верные решения в пользу здоровья;

- создавать возможность учащимся демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья;

- отработать механизм совместной работы всех заинтересованных служб, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

 

№ п/п

Содержание мероприятия

Срок исполнения

Исполнители

1.                 Общие организационные мероприятия:

 

1.1.

Издание приказа о реализации проекта

сентябрь 2022

Кузьмин О.А., директор школы

1.2.

Создание Положения о реализации проекта «Школа – территория здоровья»

сентябрь 2022

Руцкая О.Г., заместитель директора по ВР 

1.3.

Разработка детального плана мероприятий по реализации проекта на текущий учебный год

сентябрь 2022

Руцкая О.Г., заместитель директора по ВР 

1.4.

Размещение на сайте учреждения образования информации о проекте и мероприятиях в его рамках

сентябрь 2022 и далее постоянно

Бахур Л.Н. , администратор сайта

1.5.

Ознакомление всех педагогических работников учреждения, обучающихся, законных представителей несовершеннолетних с проектом посредством проведения родительских собраний, классных часов, педагогических советов

сентябрь 2022 и далее постоянно

Руководство школы

1.6.

Контроль за соблюдением требований безопасности, правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм и требований в учреждении

постоянно

Руководство школы

1.7.

Обеспечение контроля за выполнением запрета курения табака в здании учреждения и за ее территорией

постоянно

 

Руководство школы

2.                 Организация и осуществление образовательного процесса, направленного на сохранение психического и физического здоровья всех участников образовательного процесса, режим работы учреждения

2.1.

Организация образовательного процесса в соответствии с санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений общего среднего образования», Специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования, Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса обучающихся в учреждениях образования в условиях распространения инфекции COVID-19

(расписание уроков, перемен, факультативных занятий, занятий объединений по интересам, режимные моменты группы продленного дня, нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий и др.)

сентябрь 2022

Заместители директора по УР

Левданская Е.В.,Сухоносик С.В.

Кикун О.В.,

заместитель директора по ВР Руцкая О.Г.

2.2.

Организация внеурочной деятельности, мероприятий шестого школьного дня

сентябрь 2022

Руцкая О.Г., заместитель директора по ВР

2.3.

Организация индивидуальных занятий с обучающимися на дому

сентябрь 2022

Кикун О.В., заместитель директора по УР

2.4.

Создание комфортных условий для пребывания учащихся в школе: обеспечение питьевого, теплового, светового  режимов, оформление и оборудование учебных кабинетов

постоянно

Руководство школы, учителя-предметники, классные руководители

2.5.

Работа педагогов, направленная на формирование здорового образа жизни через учебные предметы (основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура и здоровье, биология, химия, обществоведение, литература, география и др.)

согласно учебным программам в течение года

Педагоги школы

2.6.

Внедрение здоровьесберегающих технологий, создающих комфортные условия для образования и воспитания обучающихся

постоянно

Заместители директора по учебной работе, педагоги школы

2.7.

Мониторинг и анализ здоровьесберегающей деятельности учреждения образования при организации образовательного процесса

постоянно

Руководство школы

2.8.

Мониторинг состояния здоровья учащихся учреждения образования

постоянно

Медицинский работник

3. Мероприятия по совершенствованию здоровьесберегающих условий в учреждении, организации гигиенического обучения и воспитания, питания обучающихся

3.1. Материально-техническое и кадровое обеспечение учреждения с целью решения здоровьесберегающих задач

3.1.1

Укрепление материально-технической базы школы к новому учебному году (ремонт помещений, закупка мебели, спортинвентаря и т.д.)

до 20 августа 2022

Руководство школы

3.1.2

Организация повышения квалификации педагогических работников в ИРО, АПО и др.учреждениях, в том числе по вопросам здоровьесбережения

в течение года

Руководство школы

3.1.3

Разработка плана озеленения территории учреждения образования

февраль 2023

Лось А.С., Рабцевич А.И, учителя биологии

3.2. Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:

3.2.1

Проведение ежегодных медосмотров учащихся, выявление отклонений, осмотр узкими специалистами по медицинским показаниям, анализ состояния здоровья, определение группы здоровья

согласно графику

Специалисты УЗ «Ивацевичская ЦРБ»

3.2.2.

Соблюдение гигиенических норм и требований к организации образовательного процесса, проведение физкультминуток на уроках

постоянно

Педагогический коллектив школы

3.2.3

Организация и проведение обучающих семинаров по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, неинфекционных заболеваний для учащихся, родителей, педагогов

в течение года

Руководители методических объединений школы

3.2.4.

Проведение единых «Дней здоровья»

каждая вторая суббота месяца

Учителя физической культуры и здоровья

3.2.5.

Проведение внутришкольной круглогодичной спартакиады

в течение года

Учителя физической культуры и здоровья

3.2.6.

Проведение мероприятий согласно календарю спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий

в течение года

Учителя физической культуры и здоровья

3.2.5.

Проведение спортивных праздников, конкурсов, олимпиад, туристических слетов, направленных на формирование здорового образа жизни с активным привлечением родителей учащихся и социальных партнеров

в течение года

Учителя физической культуры и здоровья

3.2.7.

Работа объединений по интересам:

«Легкая атлетика»

«Играем в футбол»

«Баскетбол»

«Волейбол»

в течение года

Учителя физической культуры и здоровья

3.2.8.

Анализ занятости детей физкультурой и спортом, занятость в секциях и объединениях по интересам спортивной направленности

в течение года

Классные руководители

3.2.9.

Оформление стендов «Спортивная жизнь школы», «Беларусь олимпийская»

в течение года

Учителя физической культуры и здоровья

3.2.10.

Участие в районных, городских, областных спортивных соревнованиях

в течение года

Учителя физической культуры и здоровья

3.2.11.

Проведение тематических недель, акций, классных и информационных часов, внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни

в течение года

Классные руководители 1-11 классов

3.2.12.

Мероприятия в рамках реализации областного профилактического проекта «Мы – за здоровый и безопасный отдых!» (в рамках организации работы оздоровительных лагерей в период каникул)

каникулы

Кикун О.В., заместитель директора по УР

3.2.13.

Мероприятия в рамках реализации областного профилактического проекта «Правильная осанка – залог здоровья!»

в течение года

Шешук В. С., медсестра

3.2.14.

Проведение недель, декад, месячников по сохранению жизни и здоровья, формированию ЗОЖ:

- Месячник безопасности «В центре внимания – дети!»

- Месячник по профилактике суицидов «Жизнь – бесценный дар!»

- Декада профилактики травматизма

- Месячник профилактики гриппа и ОРЗ

- Неделя профилактики наркозависимости

- Неделя гигиены рук

 

 

 

август-сентябрь

 

сентябрь

 

декабрь

январь

февраль

март

 

апрель

Классные руководители 1-11 классов, педагоги-организаторы, специалисты СППС

3.2.15.

Мероприятия в рамках:

- Всемирного дня предотвращения самоубийств (10 сентября);

- Международного дня борьбы со СПИДом (1 декабря);

-  Всемирного дня борьбы с туберкулезом (24 марта);

- Всемирного Дня здоровья (7 апреля);

- Дня профилактики болезней сердца (18 апреля);

- Всемирного дня без табака (31 мая)

 

сентябрь

 

декабрь

 

март

 

апрель

 

апрель

май

Классные руководители 1-11 классов, педагоги-организаторы, специалисты СППС

3.2.16.

Проведение акций:

- «Поделись улыбкою своей!»

- «День без мобильного телефона»

- «Со спортом дружить – всегда здоровым быть!»

- «Здоровье в порядке – спасибо зарядке»

- «Семь правил хорошей осанки»

- «Здоровье – главное богатство человека!»

- «Здоровый образ жизни – приоритет каждого!»

- «Чистые руки»

- «Долой вредные привычки»

 

сентябрь

октябрь

ноябрь

 

декабрь

 

ноябрь

февраль

 

март

 

апрель

май

 

3.2.17.

Проведение  просветительской работы в период эпидемий

в период эпидемий

Классные  руководители, заместитель  директора по ВР, медицинский работник

3.2.18.

Организация тематических книжных выставок, презентация специальной литературы по вопросам здорового образа жизни

постоянно

Храпицкая Е.П., Кулецкая Ю.А.

3.2.19.

Проведение динамических перемен

постоянно

Классные руководители

1-4 классов

3.3. Работа социально-педагогической и психологической службы

3.3.1.

Проведение анкетирования:

- по определению уровня знаний по вопросам здорового образа жизни;

- по определению доли обучающихся, ведущих здоровый образ жизни, выявлению факторов риска, влияющих на состояние здоровья

октябрь 2022, апрель 2023

 

Житкевич Т.И., Полячок Ю.И. педагоги-психологи

3.3.2.

Проведение акций, занятий с элементами тренинга, деловых игр, интерактивных занятий по вопросам здорового образа жизни

в течение года

Житкевич Т.И., Полячок Ю.И., педагоги-психологи

3.3.3.

Мероприятия в рамках реализации областного профилактического проекта «Мой выбор – жить с позитивом!»

в течение года

Специалисты СППС

3.3.4.

Диагностическая деятельность по различным направлениям охраны психического и физического здоровья обучающихся

в течение года

Педагог-психолог

3.3.5.

Адаптация учащихся  I  классов к школе, V классов ко II ступени общего среднего образования, X классов к обучению в старшем звене

октябрь

декабрь

Житкевич Т.И., Полячок Ю.И., педагоги-психологи

3.3.6.

Работа по формированию социально-психологического климата в классных коллективах, в педагогическом коллективе, среди родительской общественности

постоянно

Житкевич Т.И., Полячок Ю.И., педагоги-психологи классные руководители

3.3.7.

Ознакомление педагогов и родителей с физиологическими и психологическими особенностями здоровья детей и подростков

по запросу

Педагог-психолог, классные руководители учителя

3.3.8.

Оказание психологической помощи детям с повышенным уровнем школьной тревожности

в течение года

Житкевич Т.И., Полячок Ю.И., педагоги-психологи

3.3.9.

Оказание помощи и социальной защиты детям, находящимся под опекой, с ограниченными возможностями, обучающимся на дому

в течение года

Житкевич Т.И., Полячок Ю.И., педагоги-психологи

3.3.10.

Разработка и распространение памяток, листовок по вопросам ЗОЖ

в течение года

Житкевич Т.И., Полячок Ю.И., педагоги-психологи

3.3.11.

Тренинговые занятия на снятие эмоционального напряжения

в течение года

Житкевич Т.И., Полячок Ю.И., педагоги-психологи

3.3.12.

Беседы, круглые столы по профилактике вредных привычек, по профилактике употребления наркотических и других психоактивных веществ, просмотр видеороликов соответствующей тематики

в течение года

Специалисты СППС

3.3.13.

Работа социально-педагогической и психологической службы по охране здоровья школьников

по плану работы

Педагоги социальные, педагог-психолог

3.4. Организация здорового и рационального питания обучающихся:

3.4.1.

Организация горячего питания, составление графика питания в школьной столовой

постоянно

Руководство школы

3.4.2.

Охват горячим питанием школьников

постоянно

классные руководители

3.4.3.

Контроль за составом и качеством меню, приготовленной пищи

ежедневно

Бракеражная комиссия

3.4.4.

Выполнение натуральных норм питания

постоянно

Защук Е.М., зав.столовой

3.4.5.

Контроль за выполнением гигиенических требований к содержанию помещений, оборудования, инвентаря, посуды; соблюдением персоналом правил производственной санитарии, а также сроков годности и условий хранения пищевых продуктов и продовольственного сырья

ежемесячно

Совет по питанию

3.4.6.

Проработка вопроса об увеличении количества фруктов, овощных и фруктовых салатов, кисломолочных напитков в школьном меню

в течение года

Защук Е.М., зав.столовой

3.4.7.

Ежедневный контроль и ведение журнала «Здоровье»

ежедневно

Защук Е.М., зав.столовой

3.4.8.

Мероприятия в рамках реализации областного профилактического проекта «Школьное питание – здоровое и рациональное!»

в течение года

Защук Е.М., зав.столовой

3.4.9.

Обновление уголков здоровья

в течение года

Классные руководители

3.5. Работа с законными представителями обучающихся по укреплению здоровья детей и взрослых

3.5.1.

Ознакомление родителей с результатами медицинского осмотра, состоянием здоровья их детей, с требованиями программ по физической культуре, содержанием оздоровительной работы с детьми в семье на общешкольном родительском собрании

1 раз в квартал

Медицинские работники, руководство школы

3.5.2.

Организация лекториев для родителей по пропаганде здорового образа жизни:

- «Иммунитет и способы его укрепления»;

- «Режим дня»;

- «Здоровое питание школьника»;

- «Жить с позитивом»;

- «Безопасный интернет» и др.

в течение года

Специалисты СППС, классные руководители

3.5.3.

Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка,  значимости совместной двигательной деятельности с детьми и др.

в течение года

Классные руководители

3.5.4.

Подготовка памяток для родителей «Профилактика нарушения осанки у детей», «Гимнастика для глаз», «Культура еды» и др.

в течение года

Классные руководители

3.5.5.

Проведение тематических классных родительских собраний на тему ЗОЖ

в течение года

Классные руководители

3.5.6.

Проведение тематических общешкольных родительских собраний с приглашением специалистов

в течение года

Руководство школы

3.5.7.

Проведение совместных спортивных мероприятий с участием родителей

в течение года

Классные руководители, учителя физической культуры

4.     Оценка эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий

4.1.

Мониторинг состояния здоровья обучающихся по состоянию на начало и на конец учебного года: составление итогового отчета по заболеваниям, группам здоровья; выделение «группы риска» (дети с избыточной массой тела, с нарушениями остроты зрения, осанки, плоскостопием)

ежегодно:

сентябрь, май

Шешук В.С.,

медсестра

4.2.

Создание фотоотчета школы в сфере охраны и укрепления здоровья, пропаганды здорового образа жизни

в течение года

Педагоги, ответственные за проведение мероприятий

4.3.

Видеосюжет о проведенных в течение учебного года мероприятиях по формированию ЗОЖ

май 2023

Шатова В.С., руководитель школьной телекомпании «Стоп-кадр»

4.4.

Совещание при директоре «Итоги реализации проекта «Школа – территория здоровья»

май 2023

Заместители директора по УР, ВР

4.5.

Проведение оценки эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий

ежегодно в июне

Руководство школы

 

 

Заместитель директора

по воспитательной работе                                                   О.Г.Руцкая

 

свернуть

Профилактика нарушения зрения

развернуть

 

Познание окружающего мира — важное для детей занятие. Однако порой познавательный процесс может быть омрачен возникшими проблемами со зрением. Как не допустить подобной ситуации? Расскажем!

Содержание:

  • Какие бывают проблемы со зрением у детей?
  • Причины возникновения проблем со зрением
  • Профилактика нарушения качества зрения у детей
  •  
  • К сожалению, сегодня очки чаще являются аксессуаром школьников, а порой и дошколят, нежели взрослых людей. Статистика гласит, что проблемы со зрением наблюдаются у каждого 20-го ребенка дошкольного возраста! Примечательно, что ежегодно число детей, страдающих от нарушения зрения, только растет!

Чтобы и Ваш малыш не вошел в число детишек, вынужденных постоянно наблюдаться у окулиста, следует как можно раньше обратить внимание на состояние его глаз и узнать, в чем заключается профилактика нарушения зрения в детском возрасте.

Первый визит маленького человечка в кабинет офтальмолога должен состояться в возрасте 3-х месяцев. Консультация новорожденных позволяет выявить врожденные проблемы со зрением. Кроме того, особо опытные специалисты без проблем диагностируют вероятность развития у ребенка дальнозоркости или близорукости в дальнейшем.

  • Следующий момент, когда стоит отвести ребенка к офтальмологу, наступает в возрасте 3-4 лет.

В это время еще не поздно начать лечение, если у малыша будет выявлено какое-либо заболевание глаз. К слову, такие вот визиты к специалисту — лучшая профилактика нарушения зрения! Если же и в трехлетнем возрасте специалист не выявит явных проблем, значит последующие визиты должны проходить согласно установленного медицинского графика — каждый год.

  • Ни для кого не секрет, что благодаря глазам все мы воспринимаем окружающую среду, можем полноценно функционировать и открывать для себя новые горизонты. В отношении детей этот момент особенно важен. Только представьте, как важно для ребенка чтение, письмо, рисование. Даже просмотр любимых мультфильмов становится своеобразным ритуалом, помогающим познавать мир.

Если же профилактика нарушения зрения у малыша будет отвергнута родителями, вполне вероятно, что в скором времени ему придется отказаться от любимых занятий.

  • Развитие близорукости (миопии) связано, главным образом, с длительной зрительной работой на близком расстоянии (чтение, письмо, черчение), особенно при неправильном освещении. Вследствие этого происходит нарушение кровоснабжения и возникают изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению в длину. В результате ребенок плохо видит далеко расположенные предметы и текст на классной доске, и пытается исправить ситуацию, прищуриваясь или надавливая на глазное яблоко.

Крайне важно обеспечить хорошую освещенность. Наиболее благоприятной для зрительной работы является естественная освещенность в пределах от 800 до 1200 лк, если используется искусственное освещение, оно должно быть  равномерным, не создавать на рабочих поверхностях резкие тени и блики. Настольную лампу на рабочем столе ребенка надо располагать слева (для правшей, для левшей - справа), лампочка обязательно должна быть прикрыта абажуром светлых неярких оттенков, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Оптимальная мощность лампы составляет 60 - 80 ватт. При длительной зрительной работе в условиях постоянного контраста освещенности развивается стойкий спазм аккомодационной мышцы, приводящий в дальнейшем к формированию близорукости.

Время непрерывной работы за компьютером не должно превышать 25 - 30 минут для старшеклассников и 10 минут для младших школьников. После этого обязателен перерыв на 10 минут для разминки и гимнастики для глаз.

Для профилактики нарушений зрения при работе за компьютером рекомендуется использовать специальные очки с антибликовым покрытием, которые делают изображение более четким, без отблесков и подавляют вредную часть синего спектра света монитора.

Чтобы сохранить острое зрение в течение всей жизни необходимо соблюдать ряд несложных правил:

  1. Обеспечить себе здоровый и достаточный по времени сон.
  2. Правильно питаться.

В рационе близоруких детей должны быть:

  1. морковь - богатый источник бета-каротина;
  2. черника - свежая и сухая черника повышает остроту зрения, снимает усталость глаз и улучшает сумеречное зрение. Целебные свойства черники объясняются наличием биофлавоноидов, способствующих питанию сетчатки глаза;  
  3. красный сладкий перец и шпинат - источники лютеина, который, подобно солнечным очкам, защищает сетчатку. Надо только помнить, что при тепловой обработке лютеин разрушается, поэтому эти продукты нужно есть в сыром виде;
  4. кукуруза, апельсины, манго и персики – богаты зеаксантином, который, как и лютеин, защищает сетчатку и предотвращает  помутнение хрусталика;   
  5. рыба - содержит много таурина, ненасыщенных жирных кислот и витамина Е, предупреждающих излишнюю сухость глаз;
  6. шиповник - признанное профилактическое средство при дистрофии сетчатки;   
  7. цитрусовые - витамин С необходим для защиты глаз от инфекций, а также для предотвращения возрастных заболеваний.

Комплекс упражнений для младших школьников:

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4 - 5 раз.
  2. Крепко зажмурить глаза, считая до трех, открыть их и посмотреть вдаль, считая до пяти. Повторить 4 - 5 раз.
  3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 - 5 раз.
  4. Смотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перевести взгляд вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
  5. Исходное положение - сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, затем руки опустить. Повторить 4 - 5 раз.

Комплекс упражнений для учащихся 5-11 классов:

  1. Сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке стола, - выдох. Повторить 5 - 6 раз.
  2. Сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5 - 6 раз.
  3. Сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Затем проделать то же самое влево. Повторить 5 - 6 раз.
  4. Сидя. Делать круговые движения глазами сначала вправо, затем - влево. Повторить 5 - 6 раз.
  5. Сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Вдох. Следить за руками, не поднимая головы. Руки опустить. Выдох. Повторить 4 - 5 раз.
  6. Сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2 - 3 секунды, затем перевести взгляд на кончик носа на 3 - 5 секунд. Повторить 6 - 8 раз.
  7. Сидя, закрыв глаза. В течение 30 секунд массировать веки кончиками указательных пальцев.

Еще раз следует подчеркнуть, что и в домашних условиях однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, не должны быть длительными. Поэтому важно своевременно переключить детей на более активный и менее напряженный для зрения вид деятельности. В случае же продолжения однообразных занятий родители должны прерывать их каждые 10—15 минут для отдыха. Следует предоставить детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, а для расслабления аккомодации подойти к окну и посмотреть вдаль.

Чтобы не допускать зрительного утомления, книгу нужно положить на подставку на расстоянии 35 сантиметров от глаз. Настольная лампа с галогеновым светильником, как правило, ставится слева. Сочетание дневного и искусственного светы вреда не принесет.

 

свернуть

ПАМЯТКА ПО ТЕПЛОБЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

развернуть

 

 

 В настоящее время, человеку с его потребностями и техническим развитием невозможно обойтись без тепловой энергии. Тепловая энергия используется как на производстве, так и в быту.  Это отопление, вентиляция, горячее водоснабжение, а также технологические нужды. Однако неправильное использование тепловой энергии и не соблюдение правил техники безопасности при этом может привести к тяжелым последствиям, а также нанести непоправимый вред здоровью человека.

Особую осторожность необходимо соблюдать в местах прокладки трубопроводов тепловых сетей.

Строго запрещается разрушать и снимать ограждения, предупредительные плакаты, знаки безопасности; перелазить за ограждения, становиться на барьеры, площадки, конструкции и перекрытия, не предназначенные для прохода и не имеющие специального ограждения и поручней. Для предотвращения опасной ситуации не следует   ходить по трубопроводам тепловых сетей при надземной прокладке.

Запрещается соприкасаться с участками трубопроводов с поврежденной тепловой изоляцией, а также разрушать ее, так как человек может получить термический ожог из-за высокой температуры теплоносителя.

Помните, что нельзя играть вблизи мест проведения   ремонтных работ и испытаний на трубопроводах тепловых сетей, а также в местах проведения раскопок или прокладки новых теплотрасс. Передвигаться в таких случаях следует в местах, оборудованных специальными трапами и эстакадами.

Посторонним лицам запрещается находиться в непосредственной близости от фланцевых соединений, запорной и регулирующей арматуры, трубопроводов пара и горячей воды, а также открывать и закрывать арматуру на трубопроводах.

Следует помнить, что нельзя спускаться в подземные сооружения, котлованы, траншеи, подвалы, тепловые камеры и тепловые пункты жилых домов и зданий. Запрещается ломать замки и двери в тепловых пунктах. При обнаружении открытого теплового пункта или подвала, запрещается заходить в него, разрушать тепловую изоляцию, измерительные приборы и средства автоматики, а также трогать запорную и регулирующую арматуру.

Лица, виновные в причинении умышленных повреждений оборудования, привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом Республики Беларусь административных правонарушений и Процессуально-исполнительного Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

При обнаружении промоин, осадки грунта в местах проведения раскопок, испытаний и ремонтных работ трубопроводов тепловых сетей, а также открытых люков, тепловых пунктов или поврежденных замков и дверей в них, следует сообщить об этом в ближайшую жилищно-эксплуатационную службу.

Тепловая энергия таит в себе опасность, с ней надо обращаться аккуратно.  

свернуть