Положение

 

Положение о школьной службе медиации

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 3 г. Ивацевичи»

Руководитель службы: Полячок Ю.И.,

Педагог - психолог

  1. Общие положения

1.1. Служба примирения является социальной службой, действующей в школе на добровольной основе учащихся, педагогов, родителей.

1.2. Служба примирения действует на основании действующего законодательства Республики Беларусь, Устава школы и настоящего Положения.

  1. Цели и задачи службы примирения

2.1. Целью деятельности службы примирения является помощь учащимся, педагогам и родителям в разрешении конфликтных ситуаций.

2.2. Задачами деятельности службы примирения являются:

2.2.1. Проведение примирительных встреч для участников школьных конфликтов.

2.2.2. Обучение школьников, педагогов, родителей методам урегулирования межличностных конфликтов.

  1. Принципы деятельности службы примирения

3.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной встрече.

3.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе встреч сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.

3.3. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

  1. Порядок формирования службы примирения

4.1. В состав службы примирения могут входить учащиеся 8—11-х классов, прошедшие обучение проведению примирительных встреч.

4.2. Руководителем службы может являться педагогический работник, прошедший обучение технологии школьной медиации, на которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора школы.

4.3. Вопросы членства в службе примирения, требований к школьникам, педагогам, входящим в состав службы примирения, функции и обязательства сотрудников службы примирения, а также иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться локальными актами образовательного учреждения, школьной службой примирения.

  1. Права членов службы примирения

5.1. Участвовать в разрешении конфликтных вопросов между учениками, учителями и родителями.

5.2. Проводить на территории школы собрания, в том числе закрытые, встречи в рамках программ примирения и иные мероприятия.

5.3. Пользоваться, по согласованию с администрацией школы, постоянным помещением для сборов и проведения примирительных встреч.

5.4. Размещать на территории школы информацию в отведенных для этого местах и в школьных средствах информации, получать время для выступлений своих представителей на классных часах и родительских собраниях.

5.5. Направлять в органы самоуправления и администрацию школы предложения, связанные с проведением встреч примирения, разрешением конфликтных ситуаций, развитием навыков конструктивного разрешения конфликтов.

5.6. Пользоваться организационной поддержкой должностных лиц школы, отвечающих за воспитательную работу, при подготовке и проведении примирительных встреч.

5.7. Привлекать педагога-психолога, педагога социального и других специалистов школы для организации совместной работы по разрешению конфликтных ситуаций.

  1. Порядок работы службы примирения

6.1. Служба примирения получает информацию о случаях конфликтного характера от педагогов, учащихся, администрации школы, членов службы примирения.

6.2. Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности организации примирительной встречи в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.

6.3. В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная встреча проводится с согласия классного руководителя.

6.4. Примирительная встреча начинается только в случае согласия обеих конфликтующих сторон на участие в данной программе.

6.5. Во время проведения встреч примирения вмешательство работников школы в процесс разрешения конфликта не допускается. В случае если служба примирения поставила в известность администрацию школы о начале проведения программы примирения, администрация школы обязана обеспечить невмешательство в конфликт работников школы.

6.6. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель службы примирения.

6.7. Программа примирения не проводится по фактам правонарушений, преступлений, связанных с употреблением наркотиков и крайними проявлениями жестокости. В программе примирения не могут участвовать лица, имеющие психические заболевания.

6.8. Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения встреч примирения в каждом отдельном случае.

6.9. Если в ходе программы примирения конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты фиксируются в примирительном договоре.

6.10. При необходимости служба примирения передает копию примирительного договора администрации школы.

6.11. Служба примирения осуществляет контроль за выполнением обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре (но не несет ответственности за их выполнение). При возникновении проблем в выполнении обязательств служба примирения помогает сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления, оказывает содействие в социальной реабилитации конфликтующих сторон.

  1. Организационная поддержка деятельности службы примирения

7.1. Должностные лица школы оказывают службе примирения содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и школьников.

7.2. Администрация школы обеспечивает невмешательство должностных лиц школы в процесс урегулирования конфликта на период работы с этим конфликтом службы примирения, проводит с педагогами разъяснительную работу, направленную на формирование конструктивного отношения к деятельности службы примирения.

7.3. Администрация школы содействует службе примирения в налаживании взаимодействия с социальными службами и другими организациями.

Приложение к «Положению о школьной службе примирения»

Ведение документации

  1. Руководитель службы ведет журнал учета примирительных встреч, где фиксируется дата, кратко описывается конфликт, указываются имена учеников-медиаторов, отмечается, достигли ли примирения конфликтующие стороны.
  2. По окончании наиболее серьезных конфликтов учащимися заключается примирительный договор (они подписывают формуляр соглашения, в котором четко указывается, чего достигли стороны).

Помещение, где будут проходить программы

Администрация школы совместно с руководителем службы, учениками-медиаторами приняли решение о месте назначаемых встреч (каб. 301 ГУО «Средняя школа №3 г.Ивацевичи).

Время проведения примирительных встреч

  1. Администрация школы совместно с руководителем службы, учениками-медиаторами приняли решение о времени проведения медиативных встреч. Школьники-медиаторы приглашают конфликтующих учеников на примирительные встречи по понедельникам после уроков (согласно школьному расписанию).
  2. При необходимости (острый конфликт, требующий немедленного вмешательства) медиативные встречи проводятся в тот же день с небольшим интервалом времени после произошедшего конфликта (каб. 103 ГУО «Средняя школа №3 г.Ивацевичи).
  3. При желании родителей, классного руководителя, одноклассников медиация проводится по договоренности руководителя службы, школьников-медиаторов и стороны, которая обратилась с просьбой.

Взаимодействие с ИДН и педсоветом

  1. Администрация школы обеспечивает невмешательство должностных лиц школы в процесс урегулирования конфликта на период работы с этим конфликтом службы примирения.
  2. Администрация школы содействует школьной службе медиации примирения в налаживании взаимодействия с социальными службами.
  3. В сложных ситуациях в процесс урегулирования конфликтов косвенно вмешиваются организации, ответственные за дела несовершеннолетних (могут дать совет, понаблюдать за ситуацией).

Организация рекламы

  1. Команда службы примирения (руководитель службы, школьники-медиаторы) создает, изготавливает и распространяет в пределах школы визитные карточки школьной службы медиации.
  2. Ознакомление с технологией, проведением и применением медиации проходит на семинарах для педагогов школы, родительских собраниях, классных часах для школьников.

Примерный алгоритм работы школьной службы примирения

В школьную службу примирения может обратиться за помощью любой школьник. В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная встреча проводится с согласия классного руководителя или родителей. Примирительная встреча может начаться только в случае согласия обеих конфликтующих сторон. Во время проведения встреч примирения вмешательство работников школы в процесс разрешения конфликта не допускается.

В сложных ситуациях руководитель службы примирения проводит переговоры с родителями и должностными лицами.

Алгоритм работы включает следующие этапы:

  1. Выявление конфликтующих сторон (ФИО, класс).
  2. Определение сути конфликта.
  3. Назначение медиативной встречи (в случае необходимости с согласия родителей, классного руководителя) с обязательным указанием места проведения и времени.
  4. Установление протяженности медиативной встречи по времени. Если таких встреч будет более одной, конфликтующие стороны об этом уведомляются заранее.
  5. Разбор конфликта (непосредственно сама встреча).
  6. Если стороны достигли примирения, подписывается формуляр соглашения, в котором четко указывается результат и обязанности сторон по выполнению этого соглашения.
  7. Отслеживание руководителем службы и ответственными школьниками-медиаторами выполнения соглашения сторонами.

При этом назначается повторная встреча с конфликтовавшими сторонами через определенный промежуток времени (неделя, две недели, месяц), и каждая сторона представляет свой результат.

  1. Фиксирование результата медиативной встречи в журнале учета руководителем службы.

Атрибуты школьной службы медиации

Государственного учреждения образования «Средняя школа №3 г.Ивацевичи»

ЭМБЛЕМА

 

ДЕВИЗ

«Конфликт не наш формат!»

График работы:

Понедельник, 15.30 — 16.30

Кабинет 301