Дидактическая игра «Десять заповедей»

Кацкель Ольга Владимировна, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ

 

Цель: содействие моральных норм, записанных в заповедях и предъявляемых к человеку в православной культуре.

Задачи:

Обучающая: обобщить ранее полученные знания о заповедях, которые дал Господь Бог людям как закон.

Развивающая: понять и принять убеждение, что заповеди помогают людям различать добро и зло.

Воспитательная: усвоить, как выполнение или нарушение заповедей влияет на внутренний мир человека. Учить детей чувствовать и видеть доброе и плохое в мире. Прививать добрые человеческие качества: любовь к ближнему, сочувствие, милосердие, уважение, благодарность, как высоких нравственных и духовных ценностей посредством методов семантизации.

При решении поставленных задач использовали различные методы:

- метод работы с информацией – находить и извлекать информацию.

- метода онтологизации

- кейс-метода

- метод наблюдения

Вся работа состояла из нескольких этапов:

  1. Поиск, анализ и интерпретация информации.
  2. Разработка инновационного продукта (создание деревянной обложки, чемоданчика и название инновационного продукта)
  3. Разработка игровых заданий и правил игры по каждой заповеди.
  4. Изготовление игровых заданий, конвертов, ламинирование.

Слово «заповедь» переводится с еврейского языка как договор между Богом и людьми. Он был дан людям для того, чтобы они знали, как правильно поступать в жизни.  Десять заповедей легли в основу игры.

Первая дидактическая игра представляет собой книгу с 10 страницами. На каждой странице размещена одна заповедь. С левой стороны – 4 страницы – это 4 заповеди, которые говорят о любви к Богу, С правой стороны – 6 страниц – это 6 заповедей, об отношении к ближним. Каждая страница – конструктор из трёх заданий, раскрывающие смысл заповеди. Также прилагаются правила игры.

Сама папка состоит из деревянных обложек в виде скрижалей, на внешней стороне папки – название игры, на внутренней – все десять заповедей.

Участниками игры могут быть дети младшего школьного возраста, педагоги, родители. Комплект игры рассчитан от 1 до 6 человек.

Применять данную игру можно на разных этапах урока и во внеурочной деятельности.

В игре насчитывается 30 разнообразных заданий, направленных на развитие не только познавательных процессов, но и на умение работать с информацией, анализировать, обобщать, выстраивать логические цепочки.

Игровой материал состоит из цветных сюжетных иллюстраций.  Задания располагаются в удобных конвертах. Карточки с заданиями заламинированы, приятны наощупь.

Для того, чтобы отгадать заповедь, ребятам необходимо выполнить три взаимосвязанных игровых задания. Важное условие игры -  выполнять задания последовательно. В результате выполнения всех трёх заданий и анализа иллюстраций-подсказок, дети догадываются и формулируют заповедь.

Выполнив все три задания, детям нужно назвать заповедь. При затруднении предлагаю подсказки – открыть последний конверт и прочитать заповедь.

 

Вторая игра «Десять заповедей» – настольная игра – ходилки, с кубиком и фишками. Цель игры -  добраться первым до финиша, повторив все заповеди.

 Игра представляет собой игровое поле, которое конструируется из гексов. На гексах размещены иллюстрации, заповеди в стихотворной форме, числовая дорожка и прилагается набор заданий.

Сначала дети должны соединить гексы, согласно числовому ряду с помощью стрелок-липучек, т. е. выстроить игровое поле.

Игровое поле готово. Можно приступать к игре. Игроки по очереди бросают кубик и согласно выпавшим номерам, передвигают свои фишки на соответствующее количество ячеек на игровом поле.

В числовом ряду встречаются ячейки красного, синего и жёлтого цветов. Красная ячейка – сделай дополнительный ход. Синяя – обозначает пропуск хода. Жёлтая ячейка – задание, которое связано с заповедями. Например, вставить пропущенное слово, назвать пять православных праздников, объяснить смысл пословицы, отгадать загадку, ребус, показать пантомиму, провести подвижную игру.

 Обучение в ходе данных игр позволяет актуализировать знания, развивать мелкую моторику, мыслительные операции, вовлекает детей в двигательную активность, учит работать в группе.

Считаю, что использование дидактической игры в образовательном процессе создаёт максимальные условия для познавательной активности учащихся, развития творческих способностей, помогает с интересом усвоить учебный материал, обеспечивает доброжелательный, положительный эмоциональный настрой, атмосферу сотрудничества.

поделиться в: