Кацкель Ольга Владимировна, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории
Цель: содействие моральных норм, записанных в заповедях и предъявляемых к человеку в православной культуре.
Задачи:
Обучающая: обобщить ранее полученные знания о заповедях, которые дал Господь Бог людям как закон.
Развивающая: понять и принять убеждение, что заповеди помогают людям различать добро и зло.
Воспитательная: усвоить, как выполнение или нарушение заповедей влияет на внутренний мир человека. Учить детей чувствовать и видеть доброе и плохое в мире. Прививать добрые человеческие качества: любовь к ближнему, сочувствие, милосердие, уважение, благодарность, как высоких нравственных и духовных ценностей посредством методов семантизации.
При решении поставленных задач использовали различные методы:
- метод работы с информацией – находить и извлекать информацию.
- метода онтологизации
- кейс-метода
- метод наблюдения
Вся работа состояла из нескольких этапов:
- Поиск, анализ и интерпретация информации.
- Разработка инновационного продукта (создание деревянной обложки, чемоданчика и название инновационного продукта)
- Разработка игровых заданий и правил игры по каждой заповеди.
- Изготовление игровых заданий, конвертов, ламинирование.
Слово «заповедь» переводится с еврейского языка как договор между Богом и людьми. Он был дан людям для того, чтобы они знали, как правильно поступать в жизни. Десять заповедей легли в основу игры.
Первая дидактическая игра представляет собой книгу с 10 страницами. На каждой странице размещена одна заповедь. С левой стороны – 4 страницы – это 4 заповеди, которые говорят о любви к Богу, С правой стороны – 6 страниц – это 6 заповедей, об отношении к ближним. Каждая страница – конструктор из трёх заданий, раскрывающие смысл заповеди. Также прилагаются правила игры.
Сама папка состоит из деревянных обложек в виде скрижалей, на внешней стороне папки – название игры, на внутренней – все десять заповедей.
Участниками игры могут быть дети младшего школьного возраста, педагоги, родители. Комплект игры рассчитан от 1 до 6 человек.
Применять данную игру можно на разных этапах урока и во внеурочной деятельности.
В игре насчитывается 30 разнообразных заданий, направленных на развитие не только познавательных процессов, но и на умение работать с информацией, анализировать, обобщать, выстраивать логические цепочки.
Игровой материал состоит из цветных сюжетных иллюстраций. Задания располагаются в удобных конвертах. Карточки с заданиями заламинированы, приятны наощупь.
Для того, чтобы отгадать заповедь, ребятам необходимо выполнить три взаимосвязанных игровых задания. Важное условие игры - выполнять задания последовательно. В результате выполнения всех трёх заданий и анализа иллюстраций-подсказок, дети догадываются и формулируют заповедь.
Выполнив все три задания, детям нужно назвать заповедь. При затруднении предлагаю подсказки – открыть последний конверт и прочитать заповедь.
Вторая игра «Десять заповедей» – настольная игра – ходилки, с кубиком и фишками. Цель игры - добраться первым до финиша, повторив все заповеди.
Игра представляет собой игровое поле, которое конструируется из гексов. На гексах размещены иллюстрации, заповеди в стихотворной форме, числовая дорожка и прилагается набор заданий.
Сначала дети должны соединить гексы, согласно числовому ряду с помощью стрелок-липучек, т. е. выстроить игровое поле.
Игровое поле готово. Можно приступать к игре. Игроки по очереди бросают кубик и согласно выпавшим номерам, передвигают свои фишки на соответствующее количество ячеек на игровом поле.
В числовом ряду встречаются ячейки красного, синего и жёлтого цветов. Красная ячейка – сделай дополнительный ход. Синяя – обозначает пропуск хода. Жёлтая ячейка – задание, которое связано с заповедями. Например, вставить пропущенное слово, назвать пять православных праздников, объяснить смысл пословицы, отгадать загадку, ребус, показать пантомиму, провести подвижную игру.
Обучение в ходе данных игр позволяет актуализировать знания, развивать мелкую моторику, мыслительные операции, вовлекает детей в двигательную активность, учит работать в группе.
Считаю, что использование дидактической игры в образовательном процессе создаёт максимальные условия для познавательной активности учащихся, развития творческих способностей, помогает с интересом усвоить учебный материал, обеспечивает доброжелательный, положительный эмоциональный настрой, атмосферу сотрудничества.